Исламское просвещение в России: история и перспективы
25 01 2011А.А.Хабибуллин
Презентация учебно-методического комплекса «Основы исламской культуры»
Начало разработки программы по дисциплине «Основы исламской культуры» было связано с планируемым введением Министерством образования и науки РФ с конца IV четверти 2009-2010 учебного года в 4-ых классах общеобразовательных школ 19 регионов страны «Основ религиозной культуры и светской этики»
Работа над составлением данной программы началась в конце 2008-09 учебного года. По инициативе председателя Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас хазрата Бибарсова была создана комиссия из 6 человек, куда вошли преподаватели медресе «Шейх Саид» и Национальной татарской гимназии. В ходе подготовки к разработке программы комиссия знакомилась с проектом аналогичной программы, разработанной коллективом альметьевских преподавателей под названием «Древо жизни». В основе своей она представляет курс этических бесед или диалогов о культуре и духовности и рекомендуется для ведения факультативов, кружков в 4-11 классах. Ее содержание мы взяли за пример при составлении курса для 6-7 классов. Так же наша комиссия знакомилась с содержанием программы курса «Основы исламской культуры» и учебника для 8 класса с одноименным названием под редакцией профессора Н.М.Арсеньева.
Учебник «Основы исламской культуры» мы включили в список основной рекомендованной литературы и соответственно обучение по нему планируется по нашей программе в 8 классе.
Так же нашей комиссией рассматривалось учебное пособие «Исламоведение».
К сентябрю 2009 проект программы по основам исламской культуры был готов и представлен на рассмотрение кафедры философии культуры и культурологи имени Н.Г.Чернышевского СГУ а также кафедры педагогики Педагогического института того же университета. Они написали свою положительную рецензию. Позже такую же рецензию на программу по поручению Министерства образования Саратовской области подготовили и в Саратовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образовании.
Данная программа предназначена в качестве факультативного курса для преподавания «основ исламской культуры» в 4-11 классах. Программа содержит пояснительную записку, В ней решаются важные обучающие, воспитательные и развивающие задачи — формирование мировоззренческих убеждений учащихся, способности получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; расширение представлений школьников об исламской культуре как части мировой культуры, углубление знаний об истории и религиозных традициях ислама, воспитание толерантного отношения школьников к культурному и религиозному многообразию соседствующих народов. гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.
Основная цель программы заключается в формировании духовно-нравственных качеств детей на основе изучения истории и культуры ислама, знакомства с традиционными исламскими и общечеловеческими ценностями.
Программа обеспечена списком литературы и иллюстративного материала способствующим лучшему усвоению информации.
Для каждого класса объем курса составляет 32 часа. Планируется изучение на протяжении всего учебного года, по одному часу в неделю.
По каждому курсу составлен подробный тематический план, с рекомендуемой учебной литературой и указанием страниц.
Начальные курсы по предмету «Основы исламской культуры»: «Поучительные истории о пророках» в 4 классе и «Жизнеописание пророка Мухаммада» в 5 классе, направлены на создание у учащихся общих представлений о возникновении Вселенной, жизни, человека трактуемых исламским вероучением, на воспитание у учащихся основ нравственной культуры на примере жизнедеятельности пророков.
Всем нам известна эффективность создания конкретных, а не аморфных положительных образов в системе формирующихся ценностей ребенка, олицетворяющих собой идеал доброты, нравственной чистоты, стойкости, верности, терпения, смирения. Формирования идеалов, которым чужды проявления эгоизма и лицемерия, нечестности и предательства, зависти и высокомерия. Особенно важное значение для знакомства с мусульманским мировоззрением имеет обращение к жизненному примеру пророка Мухаммада (мир ему), без чего невозможно понять основы религии. Поэтому начальные курсы содержат в себе ценное духовное зерно. Программа для 4 класса составлена с ориентацией на содержание книги Абдель Хамида Джуда Ал-Сахара «Истории о пророках».
Содержание курса в 6-7 классах, который называется «Беседы о духовности и культуре», направлено на формирование у школьников фундамента культурологической грамотности — умений соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Для того, чтобы эти уроки, привели к желаемым результатам, необходимы педагогические навыки, умение педагога, поскольку занятия проходят в форме бесед. Поэтому на усмотрение учителя предлагается широкий перечень литературы. Это продиктовано и отсутствием унифицированного учебника по этому курсу. Данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности, способствует привитию обучаемым таких качеств, как милосердие и великодушие, правдивость и честность, искренность и верность, терпение и выдержка, скромность и стыдливость, приветливость и радушие, уважение к старшим, любовь к детям, доброе отношение к соседям, дружба, взаимопомощь и доверие между людьми. Одна из тем программы посвящена любви к Родине, которая является «одной из частей веры мусульманина», а осознание своего долга перед родными и близкими, перед своим народом и родной землей и есть основа патриотизма в исламе.
Таким образом, курс создает прочный фундамент для формирования и дальнейшего развития личности. Наряду с этим, он, в зависимости от уровня знаний учителя, может включать в себя изучение арабского алфавита. Так как без знания Корана, знакомство с исламской культурой будет не полным.
Для составления уроков в данной программе предлагается
использование перечня литературы на усмотрение учителя: Мухаммад Аль- Газали. «Нравственность мусульманина».
Сохраняя преемственность изучения исламской культуры на начальных этапах, в 8-9 классах изучаются исторические аспекты зарождения и развития ислама, дается информация, знание которой поможет пониманию своеобразия культуры мусульман.
Программа для 8 класса как уже было сказано выше, написана под учебник «Основы исламской культуры», в которой излагаются базовые сведения об исламе, о роли и месте мусульманского духовенства, мечети, исламских религиозных праздников в жизни общества. Курс также предполагает знакомство с основными направлениями ислама, подробное рассмотрение особенностей мусульманского права, деятельности выдающихся представителей исламской культуры Средних веков, Нового и Новейшего времени.
Большая часть программы в 9 классе предполагает изучение истории ислама в России с использованием учебного пособия «История татарского народа».
В старших классах темы курса приобретают проблемный характер. Это способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует у них формирование критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Например, при изучении темы «Основы вероучения» внимание учащихся обращается на выработку навыков наблюдения и размышления над окружающими нас вещами и явлениями.
В ходе знакомства с темой «Особенности веры в последнюю жизнь в исламе», обращается внимание на то, что эта вера «прививает и увеличивает чувство ответственности, и поэтому мусульманин избегает дурных поступков, воздерживается от любых крайностей, постоянно анализирует свои помыслы и намерения», а в разделе «Польза веры в предопределение» указывается, что эта вера «способствует облагораживанию души, помогает мусульманину стать спокойнее, добрее и щедрее».
Особое внимание отводится методам культурологии, которые позволяют
рассматривать групповые, общественные и общечеловеческие ценности через
призму исламской культуры. Содержание и концепция программы реализуются
в учебнике «Исламоведение».
Очень важно, чтобы те, кому предстоит обучать подрастающее поколение по
этой программе, отчетливо видели и осознавали цели, задачи дисциплины, умели эффективно использовать его для достижения воспитательных целей.
Надеемся, что данная программа окажет помощь нашим педагогам-
мусульманам и станет маленькой каплей в той большой работе, которая
направлена на формирование членов исламской общины, как полноценных
граждан способных созидать и двигать наше общество
к духовному и материальному прогрессу. Поэтому призываем всех
педагогов активизировать работу над обобщением педагогического опыта,
организовывая обмен идеями и навыками путем использования интернет
ресурсов, проведения научно — практических конференций, поездок, создания
1.Мартыненко А.В. Основы исламской культуры : учеб, для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.В. Мартыненко ; под ред. проф. Н. М. Арсентьева ; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — Саранск, 2006. — 116 с. 2.Белкин А. И. Основы православной культуры : учеб, для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Белкин, М. Ю. Грыжанкова ; под ред. проф. Н. М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — Саранск, 2006. — 200 с. 3.Исламоведение.Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин, Р.М.Мухаметшин, Л.А.Харисова. М.2008.- 416 с. 4.Абдель Хамид Джуда Ал-Сахар. Истории о пророках. М.1992.-134 с. 5.Жизнеописание пророка Мухаммада.М.1992г. 6.Мухаммад Аль — Газали. Нравственность мусульманина. Киев, Уфа.2004.-364 с. 7.М.Я. Кандемир. Рассказы из уст нашего пророка. М.2007.-84 с. 8. М.Я. Кандемир. 40 хадисов в рассказах. М.2009.- 94 с. 9.Рашитов Ф.А. История татарского народа.- Саратов, 2001.-288 с. |
рабочей группы по проблемам преподавания данной дисциплины.
|