Открыть меню

Исламское просвещение в России: история и перспективы

Ю.Я. Курмакаев

Ислам в системе духовно-нравственного

воспитания подрастающего поколения

Российское общество в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общественно-духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В этой связи задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее без преувеличения необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Важным фактором устойчивого развития России, стержнем духовно-нравственного воспитания детей должна явиться религия. Она, на наш взгляд, обладает силой, способной внести покой в душу каждого человека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий и разных национальностей и тем самым может придавать стабильность обществу в целом и способствовать его дальнейшему развитию. Но она же может явиться и мощным дестабилизирующим фактором, если не установлено межконфессиональное взаимодействие, взаимопонимание, веротерпимость. Так, по данным авторитетных научных учреждений, у современной молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, другим народам. Например, в начале XXI столетия в Санкт-Петербурге свыше 70% молодежи выразили неприязнь к какой-либо национальности, что является, бесспорно, тревожным сигналом. Поэтому ничего, кроме вреда, не могут принести раздающиеся в последнее время все чаще и чаще утверждения о единственном – православном – прошлом, настоящем и будущем России. История и культура, язык и религия мусульманских народов достойны такого же уважения и внимания государственных органов, как история и культура, язык и религия русских, других народов России. Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов. В сложнейших, часто в весьма неблагоприятных условиях, он помог сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим корням, благодаря великой национально- охранительной роли, которую сыграл и играет Ислам, усилия царского самодержавия, и коммунистического режима, направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов России, не увенчались успехом. Скорее наоборот, многовековое сотрудничество мусульман, христиан, людей других вероисповеданий на просторах России, способствовало взаимообогащению национальных культур различных народов, формированию этнической и конфессиональной толерантности, умения ставить общие цели и сообща добиваться их достижения, то есть тех качеств, которые особенно нужны сейчас нашему обществу, раздираемому социальными, национальными и политическими противоречиями.

Ислам займет подобающее место в жизни общества лишь тогда, когда по достоинству будут оценены его духовно-нравственный потенциал, возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и всех сограждан в целом. А потенциал этот огромен. И что очень важно – он в полной мере соответствует потребностям российского общества. А наше общество, как всем хорошо известно, страдает от бездуховности,  насилия и преступности и многих других человеческих пороков. Общеизвестно, что среди мусульман значительно меньше алкоголиков и наркоманов, практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей.         Статистические данные свидетельствуют и о другом: среди мусульман в целом значительно ниже преступность, особенно на бытовой почве и на почве алкоголизма. О нравственной устойчивости последователей ислама свидетельствует и то, что среди них намного меньше, если не исключительно редки, случаев самоубийств.

Сегодня целесообразно поставить вопрос: почему Ислам, обладающий колоссальным духовно-нравственным потенциалом, который доказывается  на протяжении 14 веков, остается невостребованным. К великому сожалению, ислам в общественном мнении предстает консервативной, чуждой нововведениям религией, воспитывающей враждебность к последователям других религий, религией, которая является первопричиной войн и межнациональных конфликтов, бандитизма и экстремизма.

Общество, которое неверно оценивает религию почти 30 миллионов своих сограждан, обречено на неустойчивость, бесконечные раздоры и противостояние.

Начинать воспитание уважения к другим конфессиям и национальностям надо с семьи, детского сада и школы. В образовательных программах российских школ должны строго соблюдаться нормы Конституции РФ относительно равенства всех религий и религиозных объединений перед законом, отделение религиозных объединений от государства, недопустимости придания какой-либо религии характера государственной или обязательной. В условиях нечетко выраженной политики органов образования на федеральном и региональном уровнях и при низкой правовой культуре руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений в последние внедряются такие дисциплины, как  «Основы православной культуры», «Православная культура» и т.д.

Эта нечеткость позиций создает известные условия для вольного или невольного нарушения законодательства о светском характере образования и для явочного порядка развития православного воспитания в нашей многонациональной и многоконфессиональной государственной школе. Так, в одном из писем, адресованных Московской патриархией «епархиальным преосвященным», формулируется прямое поручение «наладить контроль за преподаванием православного вероучения в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях… Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс «Основы православной культуры». Это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».

Авторы поручения ссылаются при этом на информационное письмо Министерства образования РФ №14-53-281 от 04.06.1999г. «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» и рекомендации «О порядке организации обучения православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Россия – это огромная, многонациональная страна, граждане которой имеют различные религиозные убеждения и политические взгляды, но при этом должны жить в мире и согласии, строить современное демократическое государство, формировать гражданское общество, трудиться над созиданием достойного настоящего и будущего для подрастающего поколения, которое должно базироваться на духовных и нравственных ценностях, вековых традициях дружбы и взаимопонимания, традициях единения, которые имеют прочную историческую основу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.sar-medrese.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.