Открыть меню

Исламское просвещение в России: история и перспективы

П Р О Г Р А М М А   ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

для факультативных курсов по выбору

в средних общеобразовательных школах

«ОДОБРЕНО»

Председатель

учебно-методической  комиссии:   Бибарсов М.А. — председатель Духовного управления  мусульман    Саратовской области, сопредседатель Совета муфтиев России.

«4»  октября  2009 г.

Авторы-составители:

Хабибуллин А.А. – заместитель директора по учебной работе медресе «Шейх Саид» Духовного управления мусульман Саратовской области, соискатель института истории им. Ш. Марджани  Академии наук Республики Татарстан.

Толочкова Э.Р.учитель высшей квалификационной  категории по  истории и обществознанию МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Саратовской области, победитель конкурса по НПО «Лучшие учителя России».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На фоне российских социально-экономических и политических изменений  последнего десятилетия произошло снижение воспитательной роли школы. Стремление государства деидеологизировать ее не только ослабило позиции школы как общественного института, но обернулось деидеологизацией содержания образования. Это в свою очередь стало причиной проявления духовного кризиса в обществе (рост детской беспризорности, преступности, суицида, наркомании, сектантства и т.п)

В этих условиях особое значение приобретает  возвращение к традиционным духовным истокам, к культурно — историческим традициям, ко всему ценному, что было накоплено педагогической наукой и практикой как в дореволюционный, так и в советский период их развития.

Современная система образования, отражающая многонациональный, поликультурный характер общества, призвана создавать условия для сохранения и умножения всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения человека; помочь становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими неизбежности культурных различий людей и религиозного разнообразия. Организация образования  на основе принципа поликультурности   есть естественное следование традициям тех культур, в которых строится жизнедеятельность школы, создает инновационное поле культурного взаимодействия подрастающего поколения, в котором они становятся носителями духовных традиций различных культур, в которых они растут, так и субъектами постоянного социокультурного взаимодействия.

Национальный и одновременно поликультурный характер, присущий сегодня школам саратовского региона, актуализирует потребность организации в системе школьного образования цивилизованного диалога культур, изучения духовных основ и особенностей национальных культур.

Сегодня весьма важным становится развитие у подрастающего поколения интереса к культурным различиям людей, привитие способности понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность, воспитывать толерантность.

С этих позиций предлагаемый курс «Основы исламской культуры» нацелен на формирование  духовно-нравственных качеств детей на основе изучения истории и культуры  ислама, знакомства с традиционными исламскими и общечеловеческими ценностями. В число его основных задач входит:

-познание своих корней, осознание неповторимости Отечества и его судьбы, воспитание чувства ответственности за происходящее;

-осознание высших ценностей и идеалов, социально значимых ориентиров, способность руководствоваться ими в своей деятельности и поведении;

-воспитание уважения к культурным традициям предков, гордости за сопричастность к их деяниям, стремление к изучению и сохранению исторического наследия;

-содействие в принятии мусульманских ценностей, помощь в ознакомлении с основными нравственными понятиями;

Данный курс может рассматриваться как в качестве самостоятельного факультатива по выбору, так и в качестве интегративного элемента других учебных курсов средних общеобразовательных школ.

В курсе реализуются принципы, сформулированные в Законе об образовании, а также лежащие в основе документов ЮНЕСКО и других международных организаций («Конвенция о правах ребёнка», «Декларация принципов толерантности» и др.).

В ходе изучения курса «Основы исламской культуры» особое внимание уделяется развитию  эмоционально-образной сферы за счет включения учащихся в разнообразную практическую деятельность, учета личностных интересов и способностей, развитие творческой  активности детей. Содержательной основой программы стало обращение к истории  возникновения ислама, его развитие, к источникам исламской культуры, традиционным исламским праздникам, обычаям,   нравственным и духовным устоям наших предков.

Изучение факультативного курса должно,  во-первых, помочь подросткам освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений; во-вторых, способствовать обогащению у подростков опыта ненасильственного сосуществования с природой и обществом.  Эта программа — не только изучение культурного наследия исламской культуры во всех ее аспектах, но и обращение личности к себе, к собственным природным истокам и способностям, она учит детей милосердию и состраданию,  воспитывает толерантность у учащихся  в условиях полиэтничности.

Изучение курса    направлено на:

гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и

демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской

Федерации;

социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

4 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Содержание курса

Начальные курсы по предмету «Основы исламской культуры»: «Поучительные истории о пророках» и «Жизнеописание пророка Мухаммада», направлены на создание у учащихся  4-5 классов общих представлений о возникновении Вселенной, жизни, человека  трактуемых исламским вероучением, на воспитание у учащихся основ нравственной культуры на примере жизнедеятельности пророков. Программа для 4 класса составлена с ориентацией  на содержание книги Абдель Хамида Джуда Ал-Сахара «Истории о пророках». М.-1992г., а для 5 класса соответственно на содержание книги  «Жизнеописание пророка Мухаммада».М.-1992г.

Изучение курса  «Беседы о духовности и культуре» в 6-7 классах  способствует формированию у  школьников фундамента   культурологической грамотности  — умений   соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни,  данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности.

В полном соответствии с возрастными особенностями  учащихся решены задачи культурологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент    для дальнейшего  развития личности. Наряду с этим, курс, по усмотрению учителя, может  включать в себя изучение арабского алфавита. Так как без знания Корана, знакомство с исламской культурой будет не полным.

Для составления  уроков в данной программе предлагается

использование перечня литературы на усмотрение учителя: Мухаммад Аль- Газали. «Нравственность мусульманина». Киев, Уфа. 2004.-364с.,

Л.А Харисова. «Ислам и духовно- нравственное воспитание   школьников». Казань.2001.-172.с., «Рассказы из жизни пророка Мухаммада». Казань.1997. 95.с., М.Яшар Кандемир. «Рассказы из уст нашего пророка. М.2007., «Я верю в Аллаха». Махачкала.2005.-46.с. (учебное пособие), «Я верю в книги». Махачкала.2005.-46.с. (учебное пособие).

Сохраняя преемственность изучения исламской культуры на начальных этапах, в 8-9 классах  изучаются   исторические аспекты зарождения и развития ислама,  дается информация, знание которой поможет пониманию своеобразия  культуры мусульман.

Программа для 8 класса написана под учебник «Основы исламской культуры»: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.В.Мартыненко: под ред. проф. Н.М.Арсеньева; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. – Саранск, 2006. – 116 с.

В 9 классе для  изучения тем посвященных истории ислама в России,  рекомендуется использовать  следующую литературу: Ф.А. Рашитов. «История татарского народа».- Саратов, 2001. Ш. Аляутдинов. Ислам–М.:Мир образования, 2006. -624с. , Ю.В.Песиков. «Мечеть на татарской улице». Саратов.1997г.

В  старших классах   темы курса приобретают проблемный характер. Это способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует у них формирование  критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности.

Особое внимание отводится методам культурологии, которые позволяют рассматривать групповые, общественные и общечеловеческие ценности через призму исламской культуры. Содержание и концепция программы реализуется в учебнике «Исламоведение»./ Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин, Р.М.Мухаметшин,  Л.А.Харисова. М.2008.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: формирование  духовно-нравственных качеств детей на основе изучения истории и культуры  ислама, знакомства с традиционными исламскими и общечеловеческими ценностями.

Задачи:

-познание своих корней, осознание неповторимости Отечества и его судьбы, воспитание чувства ответственности за происходящее;

-осознание высших ценностей и идеалов, социально значимых ориентиров, способность руководствоваться ими в своей деятельности и поведении;

-воспитание уважения к культурным традициям предков, гордости за сопричастность к их деяниям, стремление к изучению и сохранению исторического наследия;

-содействие в принятии мусульманских ценностей,

помощь в ознакомлении с основными нравственными понятиями, принятыми в исламе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.sar-medrese.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.