Открыть меню

Исламское просвещение в России: история и перспективы

Л.Я. Солодовниченко, О.В. Шимельфениг

ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА

КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Современная цивилизация пришла к критической фазе своего существования, о чем свидетельствует увеличение числа аварий и катастроф, ежегодно возрастающее в несколько раз и умножающееся число публикаций, фиксирующих и осмысливающих эту начинающуюся глобальную катастрофу. Андрей Столяров в статье «Пасынки Средневековья» (журнал «Октябрь», 2006, №3, с.148-164), опираясь на большой массив фактического материала, концептуально его осмысливая и структурируя, убедительно и наглядно демонстрирует, что процесс обвала махины человеческой цивилизации уже вступил в завершающую фазу. Автор отмечает, что мир стал настолько сложен, что катастрофы, им рождаемые, невозможно предотвратить именно по причине их абсолютной невероятности. Техносфера, достигнув определенных структурных пределов, выходит из-под контроля. Дальнейшее рассогласование ее с человеком чревато катастрофами планетарных масштабов.

«Криминальный социум», основанный на межличностных связях, не подчиняющийся нормативным актам, – вовсе не аномалия, а нормальная реакция нормальных людей на чрезмерную усложненность современного общества. Здесь бессмысленно говорить о нравственности. Мы становимся заложниками ситуации, которую сами же и сконструировали. Все большее число граждан перестает участвовать в выборах и в работе политических и гражданских организаций. Государство же, ощущая свою социальную недееспособность, само уходит из некоторых сфер жизни. Баланс между человеком и «второй (цивилизационной) реальностью» настолько смещен, что глобальный обвал, технологический или социальный, может вызвать любой, даже самый слабый толчок.

Характерные признаки, свидетельствующие о приближении к катастрофическому пределу, уже очевидны. Наблюдается матричный распад реальности – появление вместо единой картины мира множества альтернативных, не сводимых  друг к другу мировоззренческих версий (в Европе и США доктрина мультикультурализма). Наблюдается образование локусов демодернизации, «областей хаоса», где происходит местный демонтаж цивилизационных структур (Афганистан, Ирак, различные африканские страны). Зазор безопасного бытия истончается.

Широко известный ученый С. Гроф, основатель трансперсональной психологии, в своей книге «Психология будущего» (М., 2001, с.360-361) пишет: «Современная наука разработала действенные средства, которые могли бы решить большинство насущных проблем сегодняшнего мира: побороть большинство болезней, искоренить голод и нищету, уменьшить количество промышленных отходов и заменить губительное ископаемое топливо возобновляемыми источниками чистой энергии. А стало быть, возникающие проблемы по природе своей не экологические или технические, их глубинные истоки лежат внутри человеческой личности. Как раз из-за них невообразимые средства были выброшены на нелепую гонку вооружений, борьбу за власть и погоню за «неограниченным ростом». Они также препятствуют более приемлемому распределению благ между индивидами и государствами, так же  как и переориентации с исключительно экономических и политических интересов на экологические приоритеты, которые являются решающими для сохранения жизни на нашей планете».

Далее автор продолжает: «Дипломатические переговоры, административные и законодательные меры, экономические и общественные санкции, военные вторжения и другие подобные попытки достигают чрезвычайно малого успеха. Ведь дело в том, что они подчас порождают гораздо больше проблем, чем решают. Становится все более и более ясным, что они обречены на провал. Стратегии, призванные облегчить этот кризис, коренятся в той же самой идеологии, которая впервые его и вызвала. При самом тщательном рассмотрении нынешний глобальный кризис в своей основе является кризисом духовно-психическим, ибо он отражает уровень эволюции сознания человеческого вида. Именно поэтому трудно представить, чтобы он мог быть разрешен без коренного внутреннего преображения человечества в широком масштабе и его восхождения на более высокий уровень эмоциональной зрелости и духовного осознавания.

Задача воспитания у человечества совершенно другого набора ценностей и целей может казаться слишком  нереалистичной и утопичной, чтобы давать какую-то действительную надежду. Если принять в расчет первостепенную роль насилия и алчности в человеческой истории, то возможность превращения современного человечества в вид индивидов, способных на мирное сосуществование со своими собратьями,  невзирая на расу, цвет кожи, религиозные и политические убеждения, не говоря уже о других видах, разумеется, не выглядит слишком правдоподобно. Мы столкнулись с необходимостью внушить человечеству глубинные нравственные ценности, чувствительность к нуждам других, принятие добровольной простоты и отчетливое сознание экологических императивов. И на первый взгляд подобная задача кажется слишком невообразимой даже для научно-фантастического кино».

40 лет напряженной исследовательской работы в области трансперсональной психологии позволили С.Грофу утверждать, что критическое состояние человечества  не столь безнадежно, как кажется,  и его коренное духовно-психическое преобразование не только возможно, но и уже происходит. Вопрос только в том, может ли оно быть достаточно быстрым и обширным, чтобы обратить вспять нынешнюю направленность современного человечества к самоуничтожению.

Известный современный русский философ А.С. Панарин обращает внимание на пагубную роль самих людей в приближении глобальной катастрофы: «Для меня нет никаких сомнений в том, что надвинувшаяся на наш мир глобальная катастрофа подготовлена скрытыми духовными катастрофами — духовной капитуляцией нашего современника. Напрасно он ищет алиби во внешних причинах и объективных тенденциях. Все общественные науки эмпирической направленности готовы ему в этом потакать и выдавать своеобразное алиби в виде ссылок на те или иные «непреложные закономерности» или на давление остающихся немодернизированными сторон жизни. Но философия не должна нам потакать; она прямо говорит современному человеку: у тебя нет алиби, это ты произвел изумляющие и шокирующие тебя обстоятельства, твоим попущением в мир пришел убийственный хаос. Философия по свойственной ей интенции исходит из презумпции, что дух человеческий суверенен — он может и должен обладать способностью не сдаваться перед обстоятельствами, отстаивая священную триаду Истины, Добра и Красоты» (Панарин А.С. Духовные катастрофы нашей эпохи в свете современного философского знания // Москва, 2004. №3. С. 146-162).

Что делать? Понятно, что картина мира может быть только теистической, в основе которой должен быть Творец, а человек как

«Его образ и подобие» должен, не теряя своего творческого, научного и политического потенциала, стать ответственным за жизнь на Земле. Очевидно, что воспитание с детства каждого человека на Земле должно быть направлено  на  развитие понимания духовно-психо-физической целостности Мироздания, с приоритетом духовности, а значит и понимания зависимости всего происходящего в том числе и от каждого из нас, ибо мы все не только материальные «неравновесные, нелинейные системы», но в первую очередь, — проявления Творческого Духа Вселенной, ежемгновенно пересоздающего все её формы.

Не следует считать, что в такой процесс духовного преобразования-возрождения человека   наука не вписывается, чужда ему. В современной же российской школе у учеников существует определённый разрыв, противоречие в образовании, то есть, с одной стороны, им дают материалистические концепции о мире, понимание мира, и, с другой стороны, они должны слушать курсы об основах религиозной культуры. Понятно, что будет получаться определённый диссонанс, расщепление представления учащихся  о действительности. Как может быть решена эта серьёзная проблема?

Настоящие крупные учёные всегда, рано или поздно, приходили к Богу. Известно изречение Френсиса Бэкона, сказавшего ещё несколько столетий назад: «Малая наука уводит от Бога, а большая наука приводит к Нему». С 2000 года Саратовский госуниверситет стал набирать группу студентов для подготовки по специальности «юрист-информатик». Доцент О.В. Шимельфениг для этой специальности взялся разработать Цикл из 5 курсов лекций с 3-го по 7-ой семестры на основе общей мировоззренческой парадигмы – Сюжетно-игровой картины мира, тем более, учитывая, что юридическая деятельность испокон веков возникает из разбора конфликтов и оформляется как соревновательный диспут сторон1.  Первая дисциплина Цикла – это читаемый во всех вузах курс «Концепции современного естествознания». Однако здесь естествознание вводится в более широкий действительно концептуальный контекст, который начинается с обсуждения понятий: картина мира, концепция, теория, модель и их роли в жизни человека и общества. Раздел 1 посвящён теме «Системный кризис цивилизации» (эколо

1 См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. статей XVIII Международной научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. С. 154-158).

гические и военные катастрофы, геноцид, рост полярности в условиях жизни, экстремизм и терроризм, конфликт гуманитарных и религиозных образов мироздания с естественно-научными концептами; тем самым, подводя к необходимости новой парадигмы, способной сгармонизировать все  эти крайности). Раздел 2 посвящён донаучным и «постнаучным» картинам мира (включая религиозные и постмодернистские представления о мире). Раздел 3 «Эволюция естественно-научной картины мира» содержит обязательный набор сведений от античной науки к Копернику, Кеплеру, Ньютону, Фарадею. Эйнштейну, Бору до синергетики, учения о ноосфере, антропному принципу и становлению глобальной науки, связанной с тем самым кризисом европейской цивилизации. Завершает всё Раздел 4 «Целостная картина мира» (учитывающая наличие и приоритет психических и духовных аспектов человека и Вселенной), строящаяся на основе сюжетно-игровой парадигмы.

Следующая дисциплина Цикла «Модели поведения». Будущим юристам-информатикам, и не только им, полезно знать способы организации индивидуального и коллективного поведения, его модели, в том числе и математические, освоить принципы и методы работы с персоналом, диагностики и тестирования, активного обучения и деловых игр.

Третьим идёт курс «Конфликтология и менеджмент». В Разделе 1 изучается конфликтология как теория и практика разрешения и «разыгрывания» конфликтов. Представлена технология общения в конфликте и методы разрешения конфликтов; технология переговорного процесса. Приводится набор тестов как инструмент управления реальными конфликтами.   В Разделе 2  даны модели рыночного поведения, вскрывающие сущность и характерные черты современного менеджмента – его цели, задачи, функции, системообразующие принципы управления, методы анализа внешней и внутренней среды; характеристика стратегического управления. Изучаются механизмы конкуренции и проблемы создания конкурентной среды в  РФ.    В Разделе 3 рассматривается сюжетно-игровое моделирование поведения на основе базовых понятий: сюжет, сценарий, игра и его приложения в тренингах и в практике управления.    В Разделе 4 рассмотрены международные, государственные и местные законы как правила регулирования поведения в обществе и процедура принятия законов.

Четвёртый блок Цикла – это «Теория катастроф». Будущим юристам-информатикам, и не только им, полезно знать принципы

возникновения катастроф, примеры катастроф и способы их предсказания.

Завершает Цикл курс «Правовые и управленческие аспекты качества». В Разделе 1  показывается, что «качество» является всемирным полем конкуренции в XXI веке. Рассматривается эволюция понятия качества и управления им, интегрирующиеся в понятия «качества жизни» и «всеобщее управление качеством» (TQM). Даётся информация о Международной организации по стандартизации и качеству (ISO), о семействе стандартов ISO 9000, о сертификации, о Федеральных законах, связанных с вопросами качества. Раздел 2 посвящён функциям и ролям менеджера, путям повышения эффективности его деятельности. Технологии принятия решений, планирования и управления мотивацией составляют содержание Раздела 3; а Раздел 4 посвящён методам  проектирования и управления проектами.

Во всех пяти курсах Цикла используются методы активного обучения: деловые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций. Составлено около 400 контрольных вопросов и 150 тестовых заданий.

Так как действительность формируется, в том числе, и как результат реализации во многом мало осознаваемых картин мира каждого человека, то наличие в избытке материалистических, потребительских, экстремистских, догматических миропредставлений гарантирует неизбежный и уже скорый «Самоапокалипсис». А сюжетно-игровая парадигма, лежащая в основе разработанного  Цикла из пяти дисциплин, может способствовать воспитанию в учащихся понимания включённости каждого в ответственное   со-творчество Жизни, где правовая культура играет также немалую роль. При этом не следует отождествлять материалистическое   миропредставление с научным, а догматическое с религиозным. Как известно, многие выдающиеся учёные, с древности до наших дней, были глубоко верующими людьми, органично сочетая науку и религию, которая, в свою очередь, превращается в набор механических догм только у нетворческих людей, среди которых множество и материалистов-догматиков.

Таким образом, если альтернатива между  материалистически-потребительской и духовной культурами не будет осознана, не произойдёт всеобщей переориентации, включая науку и образование на духовную основу, то нас просто ничего не ждёт, кроме самоуничтожения.

Одним из фундаментальных направлений духовного воспитания и образования детей школьного возраста является комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики«, который введён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р: «1. Утвердить прилагаемые: план мероприятий по апробации в 2009 — 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики (далее — план);…»

В этой связи актуализируется проблема подготовки педагогических кадров для ведения названного курса, а также вооружения студентов всех педагогических специальностей знаниями основ современного религоведения. Предвидя эту потребность, в Саратовском государственном педагогическом институте кандидат философских наку Л.Я.Солодовниченко начала читать курс «История мировых религий».

Эта инициатива совпала с началом работы по возрождению религиозных общин на территории Саратовской области.

В разработке и совершенствовании данного курса преподавателю помогли главы традиционных конфессий: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен,  имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас хазрат Бибарсов, руководитель католической общины о. Роман Жепецки, Некоторые лекции проводились в режиме диалога с приглашением представителей духовенства.

В качестве ведущего лектора Общества «Знание» выступала с лекциями и докладами по данной тематике в районах Саратовской области. Вся эта многолетняя работа продемонстрировала актуальность приобщения учащихся к базовым духовным традициям.

В рамках проекта регионального общественного «Фонда Научных и Культурных Инициатив Межконфессионального Сотрудничества» в настоящий момент заканчивается подготовка учебника по «Истории мировых религий» в нескольких томах (руководители проекта Л.Я. Солодовниченко, О.В. Шимельфениг). Особенностью этого издания является то, что в его создании оказали поддержку главы всех традиционных конфессий, а тексты писали не просто учёные-теоретики, а специалисты,

находящиеся одновременно в соответствующей традиции. Учебник начинается со вступительной части, которая состоит из трёх разделов: «Философско-историческая систематизация картин мира» (О.В. Шимельфениг, Л.Я. Солодовниченко), «Взаимодействие светского государства с религиозными институтами» (профессор ПАГСа Н.Н. Слонов), «Государственно-конфессиональные отношения в современной России: формирование, содержание и проблемы» (директор   Межрегионального юридического института ГОУ ВПО «Саратовской государственной академии права», доктор исторических наук, профессор В.С. Слобожникова).

Затем пойдут тексты лекций по конфессиям: буддизм, иудаизм, христианство (православие, старообрядчество, католичество, лютеранство), ислам. В соответствии с темой данной публикации мы специально остановимся на курсах  лекций по исламу. В нашем учебнике он будет представлен в двух взаимодополняющих вариантах: «Ислам – мировая религия» (доктор исторических наук, профессор МГПУ Н.И. Музафарова) и «Религия Ислам» (преподаватель  арабского языка медресе «Шейх Саид» Духовного управления мусульман Саратовской области Ильясов Вадим (Ильяса) Садыкович). Ильяс-хазрат является выпускником факультета «исламской юриспруденции» по специальности «основы религии» (2006 г.) и факультета «арабского языка и литературы» по специальности «филолог арабского языка» (2009 г.) Иорданского университета города Зарки.

Представим для образца авторский план третьего раздела  Вступительной части:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.sar-medrese.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.