Открыть меню

Исламское просвещение в России: история и перспективы

Э.Р.Толочкова

Учебно- методическое обеспечение учебного курса «Основы исламской культуры»

Современная Россия — невиданный, пожалуй, в истории пример воссоздания религиозной жизни после десятилетий её насильственного уничтожения. Ведь, как считают многие обществоведы и культурологи, СССР был единственным экспериментом по построению безрелигиозного, атеистического общества. На глазах одного поколения положение религии изменилось коренным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, образовались религиозные политические партии и движения, наблюдается рост интереса к религии со стороны прежде равнодушных к ней людей. Публично выражать благосклонное отношение к религии стало «хорошим тоном», в известной мере даже «модой». Религиозные организации осуществляют деятельность в самых разных областях: в распространении вероучения, в образовании, культуре. Не стали исключением такие сферы, как благотворительная, общественно-политическая, даже хозяйственная и предпринимательская.

Всё перечисленное выше вполне естественно и свидетельствует лишь о том, что жизнь россиян возвращается в нормальное общечеловеческое и цивилизованное русло. Но одновременно мы становимся свидетелями некоторых новых, нередко настораживающих процессов: многие соотечественники увлеклись мистикой и различными формами оккультизма, обострилось межконфессиональное соперничество, идёт активное вторжение в духовную жизнь наших граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями.  Противостоять данным обстоятельствам может духовно- нравственное воспитание и образование подрастающего поколения.

К сожалению, современная система образования практически утратила свой прежний потенциал в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это явилось следствием  общего падения  духовности общества, утверждение ложных ценностей техногенной цивилизации: культа насилия, распущенности. т.д в результате заполнения идеологического вакуума, образовавшегося на постсоветском пространстве и, с другой стороны,- увеличение роли компьютерной технологии в жизни людей.

В этой ситуации поведение детей и молодежи становится предметом озабоченности широкой общественности, педагогов, государственных и правоохранительных органов.

Решение назревшей проблемы представляется возможным через обращение к богатому духовному наследию российских народов, на протяжении более чем тысячи лет тесно взаимосвязанных с  такими мировыми религиями как христианство, ислам и буддизм.

В конце июля 2009 года на встрече с религиозными лидерами страны президент РФ Дмитрий Медведев поддержал идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики.  Исполняя поручение Президента, Минобрнауки РФ подготовило проект распоряжения Правительства России, предусматривающий организационные меры по апробации в субъектах РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.

Цели преподавания курса: знакомство учащихся с многообразием российской религиозной жизни, историей и культурой традиционных крупнейших конфессий нашей страны, а также изучение основ светской этики для удобства коммуникации, и ,расширения кругозора обучающихся;                                                                                       

— познание основ религиозных культур.

Сегодня весь мир переживает процесс религиозного ренессанса, и наши школы, наверное, должны в своей работе учитывать это обстоятельство. Знакомство с мировыми религиями — религиозное просвещение, которое  должно исходить из реалий 21-го, а не 20-го столетия, когда взгляд на религию как нечто отжившее, устаревшее, был едва ли не определяющим. Никто не вправе требовать от учеников стать религиозными людьми, но показать им религиозный мир с любовью и симпатией – задача школы. Дети (да и их родители тоже) живут в XXI в., когда атеистический экстремизм остался в прошлом, и должны больше знать о религии. А уж сделает их это знание более нравственными или же нет – вопрос отдельный. И окончательный выбор, естественно, останется за ними.

Мусульманская общественность Саратова и Саратовской области не может  стоять в стороне от проблем, которыми живет современная Россия.

Работая над программой « Основы исламской культуры», авторский коллектив столкнулся с рядом трудностей. И это, прежде всего, отсутствие УМК по данному курсу. Из всей имеющейся литературы был выбран тот материал который на первых порах, до появления учебников, поможет учителю организовать занятие по изучению исламской культуры. Хотелось бы остановиться на некоторых из них. Во- первых -это учебное пособие  для 10-11 классов «Исламоведение» авторского  коллектива : Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин, Р.М.Мухаметшин,  И.Л.Харисова. Издательство Московского исламского университета. М., 2008

Пособие  содержит  краткое изложение базового материала, который можно преподносить учащимся средней школы. Принимая во внимание проблемы, актуальные для современного российского общества, авторы постарались как можно шире осветить вопросы, касающиеся традиционных нравственных ценностей, подчеркнуть гуманистический характер мусульманской религии.  Учебный материал поможет преподавателям найти ответы на важные вопросы, беспокоящие подростков: о смысле жизни и предназначении религии, о месте религиозных ценностей в современном обществе, о значимости межрелигиозного общения и диалога.
Отобранный   материал соответствует традиционным представлениям об Исламе, его основах, истории и культуре, которые веками складывались у мусульманских народов России

Функции нравственного воспитания с наибольшей полнотой представлены в Главе 8 учебного пособия, озаглавленной «Нравственные ценности в исламе». В ней подробно раскрывается содержание и прилагаются интеллектуальные усилия для привития обучаемым таких качеств, как милосердие и великодушие (с. 257), правдивость и честность (с. 258), искренность и верность (с. 260), терпение и выдержка (с. 262), скромность и стыдливость (с. 263), приветливость и радушие (с. 277), уважение к старшим (с. 278), любовь к детям (с. 280), доброе отношение к соседям (с. 281), дружба, взаимопомощь (с. 282) и доверие между людьми (с. 284).

Это, если можно так сказать, нравственно воспитательный материал прямого действия. Наряду с этим можно отчетливо видеть, как воспитательный материал оказывается многократно вмонтированным в собственно информационную ткань пособия, обеспечивающую решение познавательных и образовательных задач.

Очень важно, чтобы те, кому предстоит обучать молодых людей по этому учебному пособию, отчетливо видели и осознавали весь этот потенциал и умели бы эффективно направить его на достижение воспитательных целей, которые в системе отечественного образования всегда были нераздельно связаны с решением учебных задач.

Хотелось бы остановиться на учебнике  «Основы исламской культуры», написанном доцентом МГПИ им. Евсевьева Александром Мартыненко

« Основы исламской культуры: учеб. для 8 кл. общеобразоват . учреждений/ А.В.Мартыненко: под ред. Проф. Н.М. Арсеньева; Изд.центр ИСИ МГУим. Н.П. Огарева.-Саранск,2006.-116 с.

Учебник предназначен для учащихся 8 классов. В данном учебном пособии адаптированном для детей подросткового возраста, представлены основы исламской культуры. Учебник красочный, материал сжат до минимума. В нем рассматриваются следующие вопросы: Ислам – мировая религия; Посланническая миссия пророка Мухаммеда; Источники ислама Понятие рая и ада в исламе.Образ жизни мусульманина. Мусульманская мысль в XIX-XX век; Ислам в России: история и современность; Мечеть-  мусульманский храм; Мусульманские праздники; Арабский халифат; Направления ислама;  Мусульманское право; Семейное право; Система образования; Экономическое право; Культура мусульманского мира в средние века.

Кроме этих учебников, имеется значительная по объему, разнообразная по тематике дополнительная литература. Каждый преподаватель выбирает из нее те книги, пособия, которые позволяют ему построить урок интересно, содержательно, привлечь внимание учащихся к актуальным вопросам. Само собою разумеется, преподаватель данной дисциплины должен быть вооружен знанием первоисточников: священного Корана, хадисов пророка Мухаммада (мир ему)  а также основ шариата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.sar-medrese.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.