Исламское просвещение в России: история и перспективы
25 01 2011А.М. Муслимов
Успех дела — в совместной работе духовных и светских людей
Проблема очень сложная и решать ее действительно нужно. К хорошему коллективному решению можно придти только в том случае, когда совместно работают как светские, так и духовные лица.
Проблема у нас, в Нижнем Новгороде, возникла в прошлом году, когда областной Институт развития образования, предложил ввести в региональный компонент такую дисциплину, как «Религии России». Они сделали специальную программу, то, что преподаватели называют учебно-методическим комплексом, т.е. хрестоматия, учебник для преподавателя и соответственно методические вопросники для занятий, которые состоят из четырех книг. Они проявили, скажем, неосторожность, заявив, что они все это обсудили и согласовали с Нижегородской епархией и Духовным управлением мусульман Нижегородской области, чего на самом деле не было. И на этой почве у нас возник конфликт. Почему? Потому что сегодня очень упорно, настоятельно рекламируют интернет.
Я бы советовал относиться к этому настороженно, потому что основной материал, который взяли специалисты названного института по теме ислама, — это материал из интернета. Они набирали тему и «скачивали» тот текст, который для них считался более или менее приемлемым. И соответственно возникло очень много вопросов религиозного характера, культурологического характера, характера традиций, которые совсем не соответствовали исламу. Например, они в тексте этого учебника допустили грубейшую ошибку, написав, что Всевышний отправил Авраама для того, чтобы он построил Каабу, Дом Бога, и потом призвал к поклонению этому Дому. Конечно же, мусульмане поклоняются не Каабе, а поклоняются Всевышнему Аллаху. Если преподавать это ребятам, школьникам, а программа рассчитана на 8-9 классы, то это вызовет больше негатива. И вот почему. По закону священник, представитель религиозной структуры не имеет права преподавать в школе. Преподавание будут вести светские учителя. И соответственно, если на территории нижегородчины основные светские преподаватели относят себя к православным, если они на уроках будут говорить, что мусульмане поклоняются Каабе, то это, конечно же, будет оскорблением верующему человеку. И таких ошибок было очень много.
После этого был сделан мудрый шаг: между Институтом развития образования, Нижегородской епархией и Духовным управлением мусульман Нижегородской области подписано соглашение о создании рабочей группы для устранения ошибок. Занимались этой работой в течение полугода. И буквально на днях мы завершили работу по правке текстов учебника, хрестоматии, брошюр, в которых предлагались вопросы. В ближайшее время состоится окончательное заседание рабочей группы по этому комплексу. В работе группы участвовали православные, иудеи и соответственно специалисты кафедры обществознания и истории Института развития образования. Итогом проведенной работы стала подготовка нового исправленного варианта учебно-методического комплекса.
Но для мусульман Нижегородчины, для татар в частности, существует еще более серьезная проблема. Для татар, для мусульман, которые живут в основном в тех регионах, где большинство представлено русским населением, православными, есть проблема национального языка, национальной культуры. В восемнадцати татарских деревнях Нижегородской области на сегодняшний день очень острой является проблема с часами, отведенными на изучение родного языка. Отнимают часы татарского языка и меняют учебные планы школ. Уже в этом году все свободные часы факультативной составляющей регионального компонента отдали на изучение всего, что связано с историей народа и языком. Наши преподаватели в шоке, потому что ребенку нужно не только духовное воспитание, но и знание своего родного языка. Понятно, что они в течение пяти дней в неделю изучают усиленно русский язык, английский, но для татарского языка нет часов. В этом случае у нас возникает проблема, потому что в русскоязычных регионах Нижегородской области предмет история религий. Я в течение полугода езжу по всем этим семинарам. Я читаю лекции об исламе, соответственно из РПЦ священник читает лекции о христианстве, от иудеев также проводят лекции для преподавателей. Но в татарских деревнях этот предмет не ввели, потому что если они введут такой предмет дополнительно, это будет огромная нагрузка для наших детей. Они просто физически не осилят, потому что объем информации с каждым годом увеличивается. Нашим детям, которые учатся в деревнях и плохо говорят на русском языке, нужно усиливать русский язык, потому что им предстоит пройти через ЕГЭ. Это создает дополнительные проблемы.
А что касается учебника, я думаю, мы достигли для Нижегородской области успехов в этом направлении и создали такой учебник совместно с областным Институтом развития образования. И я привез с собой материалы конференции, которую мы провели этой весной вместе с вышеуказанным институтом. Она называлась «Интеграционная роль образовательного учреждения в поликультурной среде». В этой конференции участвовали представители Духовного управления, Нижегородского исламского института, медресе «Махинур» и все кафедры Института развития образования. Мероприятие было проведено при поддержке Департамента образования правительства Нижегородской области. Только совместно и дружно работая в одом направлении можно решить эту проблемы, а по-другому никак. Те проблемы, которые были у нас до этого, есть и сейчас: воспитание, дошкольное образование. Например, мы поднимаем вопрос о детских садах, потому что многие татары переезжают из деревень в город, и татарское население пусть очень медленно, но растет. И когда детей отдают в детские сады, возникает проблема с воспитанием, потому что даже в детских садах начинают вводить православные праздники, пасхальные утренники и т.д. Соответственно, наши дети остаются в стороне и не знают, что им делать. Возникает проблема, с которой сталкиваются служители мечети, преподаватели медресе: либо нужно организовывать частные детские сады, школы, таким образом отделяясь от общества, либо мы действительно будем создавать поликультурную среду и изучать культуру и традиции народов, которые проживают в данном регионе и, как сказал сегодня Мукаддас-хазрат, являются коренными жителями региона, города, государства.