Исламское просвещение в России: история и перспективы
25 01 2011Р. Р. Гильмутдинов
Опыт преподавания курса «основы исламской культуры»
в Национальной татарской гимназии
Образование – наиболее стабильная сфера общества, способная активно формировать общественный менталитет, понимать и влиять на целевые установки общественного развития. Образование также интегративный блок социальной политики общества, который осуществляет прогноз развития и определяет то, что является объективными потребностями общества. Основой социума было, есть и будет воспитание и образование. Становление и формирование личности, ее ценностных ориентаций берут начало в образовательной сфере. И в этой связи актуальными аспектами изучения и рассмотрения выступает социальная, культурно – нравственная роль религии. Прогресс общества определяется не только научными достижениями и открытиями, но еще и преобладанием таких ценностей как справедливость, равенство, любовь, милосердие, во взаимоотношениях между людьми и народами. Поскольку опорой любого общества являются его люди, то важной задачей является воспитание человека, формирование добропорядочных граждан, составляющих духовно здоровое, сильное, богатое и прогрессивное общество.
В этом и состоит одна из главных задач образовательной системы страны. Аналогичные тенденции мы находим и в деятельности традиционных для России конфессий Ислама и Православия. Использование культурно – нравственных ценностей религий в формировании личности не противоречит современным образовательным подходам. Религиозные ценности в учебно – воспитательном процессе следует рассматривать в культурологической плоскости, и как содержание познавательного материала. Поэтому необходимо глубоко проанализировать влияние религии на социальную, образовательную деятельность человека, рассмотреть механизм воздействия религии на человека его духовное и физическое здоровье, и как использовать в педагогической практике элементы религиозной культуры. Главное — обозначить реальную необходимость использования бесценного социального опыта Ислама в развитии и стабилизации современного общества, посмотреть на воспитательную силу данной религии, на ее педагогический ресурс.
Социальное развитие ребенка было определено и обозначено Л.С. Выготским, как уникальное. Он писал, что отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальное. И, конечно же, прежде чем строить какие бы то ни было технологические варианты воспитания и формирования личности, нужно знать ее социальное бытие. Мера постижения добра, истины, красоты у каждого человека различны, но на протяжении истории развития человеческой цивилизации создавались хранители культурных достижений, такие как религия, наука и искусство. Поэтому прикосновение к этими ценностям должно быть педагогически продумано, так чтобы не навредить развивающейся личности. При этом не забывая и учитывая тот факт, что сегодняшний кризис общества все более затрудняет выбор между истинными ценностями человеческой культуры и лжеценностями.
Разумеется, одной школе, не изменить социальной ситуации в стране, однако в школе ученик вырабатывает по мере своего социального развития собственной вариант жизни.
Говорю об этом с уверенностью, так как уже с 2003 года веду данную практическую работу, которая со временем приобрела системный характер, будучи конкретно закрепленной за одним образовательным учреждением, а именно,- за Национальной татарской гимназией г.Саратова. На основе личных наблюдений, позволю себе отметить тот факт, что учащиеся, воспитывающиеся в семье на основе религиозных традиций (а в данном случае на основах Ислама, так как более 80% учащихся гимназии являются представителями именно этой религии) более прилежны, усидчивы, трудолюбивы, активны в приобретении знаний и уважительны в отношении к учителям.
Предмет «Основы исламской культуры» преподается с 5 по 9 класс, а в 10 — 11 классах учащиеся слушают курс «история мировых религий». Учитывая то, что этот предмет – факультативный, и уроки в основном приходятся на вторую половину дня, наполняемость класса на них составляет 70 -80%. Такой показатель явно говорит о том, что данный предмет детям интересен. А недостающий процент (отсутствующие) связан лишь с тем, что они заняты другими факультативными занятиями и кружками..
Одно из серьезных затруднений преподавания данной дисциплины, с которым уже на начальном этапе учебного процесса приходится сталкиваться, это деление класса на три группы:
Если же говорить об исламском просвещении в целом, в масштабах России, как части социального опыта человечества, как части мировой культуры. следует обозначить его в системе образованности человека. «Ценности ислама» в содержании образования функционируют на трех уровнях: представительском, мировоззренческом и деятельностном.
Еще в 2003 году на конференции «Нам страшно жить», которая проходила после трагических событий в г. Беслане, и на которой присутствовали практически все руководители молодежных организаций (национальные объединения, представители СУЗов и ВУЗов Саратовской области),я привлек внимание аудитории к той волне агрессии, которая веяла повсюду. Когда мы гуляли с женой, которая носит платок, по саратовским улицам, за нашими спинами, слышались высказывания «ваххабиты, сейчас все взорвется». Понимая, что это всего лишь от неграмотности и не знания ислама — как религии, на пленарном заседании мной была выдвинута инициатива – «походы в учебные заведения с целью ознакомления с Исламом», – которая была поддержана Министерством образования Саратовской области. Работа эта продолжается и по сей день, Очередная встреча 17 ноября пройдет в Заводского районе. Именно эти попытки донести информацию о нашей религии происходят на общепредставительском уровне. И этот уровень должен правильно выдерживаться в Российском масштабе.
Деятельностный уровень чаще всего сравним с умением человека выражать свои религиозные потребности, умение строить свой образ жизни на основе традиций Ислама (умение совершать молитву, умение участвовать в коллективном намазе и т.д.)
Что же касается предмета «Основы религиозной культуры», в случае принятия закона о его преподавании на федеральном уровне, у нас нет гарантии того, что светские учителя будут компетентны в религиозных вопросах. И вторая проблема, на которую хотелось обратить внимание, это отсутствие методик преподавания и тех инструментов, которые с ней связаны (учебники, диски), тот тематического материала, с которым предстоит работать детям.
Надеюсь, что нам удастся создать учебные пособия по основам исламской, и конечно же, только совместными усилиями.