Исламское просвещение в России: история и перспективы
25 01 2011В. П. Рожков
«Основы религиозных культур и светской этики»:
проблемы введения и преподавания курса
Изучение религиозных культур, несомненно, является актуальной проблемой для современного российского общества. История нашего государства с самых истоков его образования представляет собой динамичный процесс непрерывного взаимодействия культур многочисленных народов славянского, тюркского, угро-финского и других этнических потоков. Именно совместная духовная деятельность стала реальным основанием для утверждения тенденции единения в созидании исторического сообщества, именуемого Россией. Если учесть, что на протяжении столетий в духовном развитии наций и народностей, создававших российскую цивилизацию, доминировали мировые религиозные культуры, прежде всего, православие и ислам, то становится вполне понятной необходимость обращения к их культурно-религиозным ценностям.
Без продуманного и систематизированного в религиоведческом и культурологическом аспектах изучения мощнейших ареалов исторически выделенных мировых и ряда национальных религиозных культур невозможно решение одной из главных учебно-воспитательных задач – формирования у подрастающих поколений знания духовных традиций наследуемой ими культуры.
В конечном счете, это – задача сохранения культурно-исторической памяти, без которой неосуществимо поступательное движение ни одного народа. Для современной России от ее решения практически зависит выбор между двумя перспективами. Это – перспектива дальнейшего восхождения по пути жизнесозидания как самостоятельной, самобытной, целостной российской цивилизации в многополярном, глобальном пространстве или перспектива распада с дальнейшей культурной ассимиляцией отдельных частей расколовшегося целого техногенной цивилизацией однополярного мира. Такова историческая дилемма.
Следует обратить внимание и на другую не менее трудную задачу современного образования – задачу духовно-нравственного совершенствования личности человека. Сложность ее решения во многом обуславливается нарастанием в последние десятилетия тенденции массовой
моральной деградации, оказывающей глубинное разрушительное воздействие на все институты социума на рубеже второго и третьего тысячелетий. Социальные взрывы, локальные войны, национальные распри, разгул насилия, преступности и терроризма – вот грозные признаки проявления духовно-морального опустошения человека в апогее эгоистического отчуждения от всего человеческого, следствием которого является обесценение человеческой жизни.
Все это, как в искривленном зеркале, отразилось в жизни России двух последних десятилетий. Под влиянием усиленно распространяемых купленными шоу-бизнесом средствами массовой информации наихудших «образцов» массовой культуры индивидуальное и общественное сознание российского социума ориентируется на агрессию как естественную и приоритетную форму межличностных, а, отсюда, и социальных, межнациональных и межрелигиозных отношений. Заказные убийства, индивидуальный и массовый террор, катастрофы с многочисленными жертвами декларируются как привычные явления действительности. Семья, дети, забота о больных, инвалидах, престарелых родителях перестали быть непреходящими ценностями жизнедеятельности мужчин и женщин, воспринявших внедряемые в их сознание «ценности» существования человека общества «массового потребления». Достаточно войти в автобус и мы увидим, как на первых местах для стариков, инвалидов, женщин с детьми будет сидеть масса молодых, здоровых людей. Из 70 человек в автобусе может быть один-два предложат свое место. И эти один-два, как правило, или принадлежат к традиционным конфессиям, в ареале которых они воспитываются духовно, или же сами имеют опыт такого страдания как люди пожилого возраста. Таков – простой и показательный критерий глубины духовного опустошения и массовой безнравственности «новых русских», а точнее «новых российских» поколений.
В этой ситуации преподавание основ традиционных для российского общества религиозных культур не только актуально, но и жизненно необходимо. Именно они обладают мощным ресурсом духовно-нравственного становления личности, так как именно в религиозной этике ценности добра, любви, милосердия, справедливости, семейного долга, уважения к старшим обретают абсолютное значение. Вот почему «Распоряжение Правительства Российской Федерации» от 29 октября 2009 г. № 1578-р, опубликованное 11.11.2009 г. и вступившее в силу с 19.11.2009 г., представляется обоснованным и правомерным поиском ответа на «вызовы времени».
Согласно опубликованному «Распоряжению Правительства Российской Федерации» утвержден план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» и перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в его апробации. В числе 19 регионов, первыми апробирующих введение комплексного курса, из наших ближайших соседей включены Волгоградская, Пензенская и Тамбовская области. К сожалению, Саратовская область, на территории которой осуществляют духовную деятельность представители практически всех традиционных мировых религиозных культур, не вошла в состав обозначенных регионов. Следовательно, их опыт по реализации «Распоряжения Правительства Российской Федерации» придется тщательно изучать. Сложностей в выполнении мероприятий по введению комплексного курса в учебный процесс общеобразовательных учреждений предвидится немало. В его содержание включены 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Преподавание комплексного курса, в соответствии с «Распоряжением Правительства РФ», планируется проводить в течение двух четвертей общеобразовательной школы: в четвертом классе (IV четверть) и в пятом классе (I четверть).
Изложенная содержательная и возрастная ориентация комплексного курса выдвигает перед исполнителями ряд проблемных задач. Во-первых, — это кадровая проблема. В плане мероприятий по апробации комплексного учебного курса решение такой сложной и в данном случае ключевой задачи связывается с проведением в 2010-2011 годах в регионах-участниках эксперимента внеочередного дополнительного повышения квалификации работников образования, то есть учителей, участвующих в реализации «Распоряжения Правительства РФ». Осуществление подобного повышения квалификации, как представляется, не может полностью решить задачу квалифицированного преподавания комплексного курса из таких сложных модулей, несмотря на то, что привлекаемые учителя, как можно предположить, будут соответствовать, по крайней мере, двум предъявляемым требованиям:
— иметь диплом о светском высшем или среднем специальном педагогическом образовании, дающем право работы в светском общеобразовательном учреждении;
— обладать опытом и владеть методикой учебно-воспитательной деятельности в младших и средних классах.
Но даже в таком варианте кадровая задача будет решена в лучшем случае частично, так как любые кратковременные курсы дополнительного повышения квалификации дадут лишь формальное основание (сертификат), но не глубинные знания по сути дела религиоведческих дисциплин.
Такие знания обретает лишь специалист, прошедший пятилетнее (или четырехлетнее в двухуровневой системе высшего образования) обучение на отделении религиоведения. И это не требует особых доказательств. Осваивая программу по специальности «Религиоведение», студент в течение двух, а иногда и четырех семестров (соответственно 1 и 2 года) изучает в качестве базовых, такие предметы, как: история религий, философия религии, психология религии, феноменология религии, религиозная философия, социология религии, религиозная этика и эстетика, история западной и отечественной философии. Таким образом, именно специалист-религиовед, подготовленный и для педагогической деятельности, может квалифицированно преподавать все шесть модулей, составляющих содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Сложность заключается в том, что в настоящее время функционирующие отделения «религиоведения» не в состоянии вести массовую подготовку педагогических кадров в масштабах страны ввиду того, что их катастрофически мало и им выделяется, мягко говоря, минимальное количество бюджетных мест для проведения приема студентов. Например, отделению религиоведения, открывшемуся в Саратовском государственном университете в 2005 году, вначале было выделено 5 бюджетных мест, и только в последние два года их число доведено до десяти. Первый выпуск, который состоится в 2010 году, составит всего шесть специалистов-религиоведов. В масштабе решения кадровой задачи для введения рассматриваемого комплексного курса – это «капля в море». Ясно, что в сложившейся обстановке требуется в первую очередь увеличить выделение бюджетных мест на отделения по специальности «религиоведение». Другим вариантом решения кадровой задачи может стать целевое направление на
очное и заочное обучение (бюджетные и коммерческие места) молодых представителей традиционных религиозных культур и общеобразовательных учреждений для обретения высшего религиоведческого образования. И третий вариант – получение второго высшего образования. Разумеется, все перечисленные варианты рассчитаны не на разовые мероприятия, но на длительную и качественную подготовку кадров.
Во-вторых, в плане мероприятий отразилась проблема механизма выбора учащимися и их родителями (законными представителями) одной из составных частей (модулей) комплексного учебного курса. Думается, что осложнению решения этой задачи будут способствовать, прежде всего, два момента, связанные с возрастной ориентацией курса на четвертый и пятый классы. Первое, что можно предположить, это совершение выбора модуля учащимися такого возраста под влиянием старших или вообще осуществление последними выбора за самих учащихся. В любом из этих случаев проявится не тяготение ребенка к познанию близкой ему духовной традиции, а приоритет культурно-ценностных установок взрослых, что может явиться изначальным внутренним противоречием личности школьника и вызвать в нем негативное отношение к предмету как навязанному извне. Логично предположить в подобной ситуации и второе, в частности, то, что многие родители, воспитанные под преобладающим воздействием современной массовой культуры склонятся к выбору для своего ребенка изучения «светской этики». И это вполне объяснимо, так как они сами осознанно и неосознанно, выстраивая свои жизненные перспективы в соответствии с ценностями общества потребления, воспроизводят нравственные установки современного исторического этапа развития светской морали.
В результате, нравственные позиции детей, изучающих «светскую этику» будут принципиально отличаться от нравственных позиций детей, изучающих такие мировые религиозные культуры как, к примеру, христианство и ислам, а значит и их религиозную этику. Реальность заявленного отличия и вырастающего из него противоречия определяется противоположностью основополагающих принципов светской и религиозной этики. Светская этика основывается на принципе относительности, а религиозная этика – на принципе абсолютности нравственных ценностей и нравственного закона. Требуется кропотливая работа понимающего эти глубинные сложности курса специалиста-педагога, чтобы обеспечить целостность знания в процессе преподавания такого сложного курса.
Но и при выполнении отмеченного условия решение задачи обеспечения подобного целостного знания в обозначенных возрастных параметрах остается весьма проблематичным. Как представляется, в процессе краткого (в четвертой четверти четвертого и первой четверти пятого классов) преподавания такого сложного комплексного курса грамотный и опытный специалист-педагог может решать одну ключевую задачу – вызвать у школьника – подростка интерес к духовно-нравственной традиции российской культуры. Для решения задачи обретения знания основ религиозных культур и светской этики необходимо продолжение изучения этого предмета в 9-х, 10-х и 11-х классах общеобразовательных учреждений. Это именно тот возраст, когда молодые люди стремятся самостоятельно совершить свой духовно-нравственный выбор и, одновременно, обладают духовно-интеллектуальным ресурсом для освоения основ сложных культурных систем, ядром которых может являться религиозное или философское мировоззрение. Решение этих задач потребует и соответствующего учебно-методического обеспечения. Предстоит сложная, последовательная и напряженная работа, требующая объединения всех духовно-нравственных сил российского общества.