Открыть меню

Исламское просвещение в России: история и перспективы

В.С. Слобожникова

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

1. Конфессиональный портрет России в начале XXI века

Религиозность россиян. Критерии подсчетов: «этническая» и «культурная» религиозность. Данные социологических исследований по этим методикам. Практикующие верующие в России. Организационное оформление верующих. Религиозные организации современной России: численность в начале XXI века. Тенденции изменений.

2. Формирование государственно-конфессиональных

Отношений в 1990-е годы

Становление суверенной России в начале 90-х годов ХХ века. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 года. Конституционные основы свободы совести и вероисповедания граждан и государственно-конфессиональных отношений. Проблемы государственно-церковных взаимоотношений.

3. Политико-правовые основы религиозных практик в современной России

Религиозные аспекты в российском современном законодательстве. Закон «О религиозных организациях и объединениях» 1997 года с поправками 1999 – 2006 гг: содержание и спорные позиции. Религиозные проблемы в других законах Российской Федерации.

в России начала XXI века

Критика закона «О религиозных организациях и объединениях» 1997 года. Проблема «традиционных религий». Нужен ли России государственный орган, регулирующий религиозные отношения? Разработка концепции государственно-конфессиональных отношений.

Теперь  представим  авторские план и Введение курса «Ислам – мировая религия»:

Н.И. Музафарова

ИСЛАМ – МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ

Возникновение и распространение ислама.                                                                                                                                                                                     
Распространение ислама в России

Ислам в XXв

Направление в исламе

Основные положения Корана

Обряды и праздники в исламе

Ислам о воспитании и образовании

Влияние ислама на образование и культурные традиции Индии                                                                                                                                                                                                              
Концепции мусульманских ученых и мыслителей

Наставление Кей-Кавуса по формированию жизненно- устойчивой личности                                                                                                                                                                                                                                                                                  Мировоззренческая концепция формирования человека в трудах Джалаладдина Руми                                                                                           
Современный ислам

От автора

Предлагаемые лекции является частью большого курса истории мировых религий и религиоведения. Они могут служить учебным пособием для студентов, аспирантов и преподавателей, занимающихся проблемами духовной культуры, религии, истории, культурологи, философии, педагогики, политики и др. Материалы лекций включают вопросы формирования личности и выработки у молодежи морально-этических норм и жизненно стойкой нравственной позиции. Тема и содержание курса обусловлены требованиями современного общества ХХ1 века – становления на путь гуманных социальных отношений, толерантного отношения к людям разных вероисповеданий и этнических различий, развития интеллекта людей, роста образования, повышения их нравственного уровня. Эти вопросы актуальны в связи с тем, что в 2009 г. Министерство образования поставило задачу – эксперимент введения в 30 регионах страны преподавания в школах «Основ религиозных культур и светской этики».

Внимание к религии вызвано целым рядом факторов, из которых наиболее важными являются: 1) обращение к богатому накопленному веками духовному пласту культуры; 2) значимостью функций религии, оказывающих большое влияние на формирование общности людей и личности. Нельзя не отметить, что в нашем обществе наблюдаются  проявления кризисных явлений, таких как преступность, наркомания, коррупция, взяточничество, терроризм и другие пороки, с которыми призывает бороться религия. К явным нарушениям человечеством установленного мирового порядка относятся экологические кризисы и катаклизмы, чаще всего как следствие технократии, создания и испытания современных видов вооружения, которые осуждаются в социальных программах христианства и ислама.

Современное общество стоит перед дилеммой сохранения мира, ниши обитания человечества, предупреждения экологического кризиса и строгого контроля над накопленным военным и ядерным потенциалом. Философское и религиозное осознание целостности мира, планетарного единства человечества, понимание взаимозависимости духовного уровня жизни людей и материальных условий их существования – глобальные ориентиры сохранения дарованной человеку жизни и  земной цивилизации. К этому призывают все мировые религии, предупреждая о возможных катастрофических последствиях в случае невыполнения гуманистических норм совместного сосуществавания.

Образованное, нравственное, интеллектуально развитое общество может создать благоприятные условия для свободного проживания людей на Земле  сотни лет и дать возможность проявления творческого созидательного потенциала для каждого народа и отдельной личности.

Образование и воспитание личности, выработка у нее морально-этических норм и жизненно стойкой позиции в общественном сознании ныне обретают глубокий смысл – они содержат ценностные гуманистические нормы нравственности, сохранившиеся во многих религиях мира, нацеливают на высокий уровень культуры, духовности, широкий диапазон знаний. Разные слои общества, особенно молодежь, в образовании и приобщении к культурному наследию богатого духовного пласта религии — усматривают возможность получения специальности, гуманистических норм общения, которые вкупе могут привести их к достижению цели. Часть общества воспринимает образование и религиозное воспитание как процесс гармоничного развития личности.

В предлагаемом курсе лекций рассматривается возникновение, распространение, основные столпы ислама как третьей, позже буддизма и христианства, зародившейся мировой религии. Значительное внимание уделяется морально-этическим нормам ислама, выявляются гуманистические и демократические аспекты вероучения, освещаются нормативные акты, содержащиеся в Шариате. Используются выдержки сочинений отдельных авторов, чье теоретическое наследие было неизвестно или мало известно широкой общественности. Наряду с тем в предлагаемом пособии уделено внимание популярным мыслителям и ученым, дабы сделать акцент на приоритетных направлениях обучения и воспитания молодежи в деле ее социализации в конкретном социально-экономическом пространстве и времени.

В рамках данного пособия нет возможности охватить образовательные концепции ученых, мыслителей, философов и педагогов разных стран и эпох. Поэтому в курсе лекций рассматриваются основные подходы к исламу как самой молодой из широко распространенных мировых религий. Освещаются ранее мало известные проблемы, разработанные учеными, богословами,  политическими деятелями, а также отдельными авторами. Делаются выводы о возможности творческого использования некоторых теоретических положений в целях влияния на формирования нравственной, толерантной к другим верующим личности и ее жизненно стойкой позиции.

По своей структуре курс отражает зарубежный и российский опыт мусульманского обучения и воспитания в сравнительном диапазоне. Разделы расположены таким образом, чтобы читатели и учащиеся смогли ознакомиться с некоторыми публикациями и выявить особенности философско-образовательных концепций мыслителей по становлению взрослого человека, его толерантного отношения к представителям других вероисповеданий. Значительное внимание уделено морально-этическим и философско-педагогическим проблемам средневекового Востока, в том числе Арабского. Они, по сути, оставались на периферии западной и советской философской и педагогической мысли до рубежа ХХ – ХХ1 вв.

Автором курса лекций переосмыслены некоторые теоретические и практические подходы к вопросам формирования советского человека, преданного идеалам коммунистического общества, в духе воинствующего атеизма. Отметим, в литературе с середины 80-х гг., советская педагогическая наука подверглась разносной безоглядной критике, отбрасывая многие позитивные установки, связанные с трудовым и профессиональным образованием, воспитанием в духе патриотизма, товарищества и взаимопомощи. В данном пособии отражены некоторые положительные моменты, которые в действительности имели место и занимают заслуженное место в мировой истории формировании личности молодого человека. Однако находят отражение и те негативы, которые привели к утрате национального  богатого культурного наследия многих народов, исповедовавших ислам.

Образование и целенаправленное воспитание лежит в основе педагогической мусульманской мысли. Она способствует согласно исламским канонам формированию личности индивида, осознанию места формирующегося человека в обществе, его роли и возможности проявления своих способностей. В настоящем учебном курсе ставятся задачи осмысления и освещения теоретического наследия великих мыслителей и ученых разных эпох по формированию личности, соответствующей требованиям своего времени. Проводятся аналоги ситуаций, в которых находится индивид, включая мировое сообщество, анализируется процесс становления, интеграции системы образования и воспитания, в которых находится современная личность со своей «стойкой» (в разных вариациях) жизненной позицией. Рассмотрение развития обучения и воспитания как единого социального и духовного процесса, приводит к утверждению сохранения и приумножения общечеловеческих ценностей в планетарном масштабе и достижению высшей цивилизации.

Автор выражает благодарность коллегам, ученым, занимающимся проблемами религиоведения, ислама, истории, философии образования, истории культуры, социологии, политологии, педагогики, психологии,  чьи труды послужили подспорьем при рассмотрении современных проблем поиска путей наиболее благоприятного воздействия на молодое поколение. Их концепции способствовали выявлению и постановке в современных условиях новых задач по воспитанию патриотической,  нравственной, гуманной и интеллектуально развитой личности, с уважением относящейся к представителям разных конфессий. Внимание к исламской культуре, мусульманскому вероучению, последователями которого являются почти полтора миллиарда человек нашей планеты, является важной задачей в решении консолидации людей. Автор выражает надежду, что внимание широкой общественности к вопросам формирования духовной, гуманистической и жизненно стойкой позиции молодого человека, знающего основы мировых религий, их морально-этические ценности адекватно отразятся на становлении гражданского многонационального и много конфессионального общества, следовательно, на  стабилизации правового демократического государства в глубоком понимании этого слова.

Духовное управление мусульман Саратовской области совместно с медресе «Шейх Саид» подготовили проект программы дисциплин с 4-го по 11-й классы «Основы исламской культуры» (для факультативных курсов по выбору в средних общеобразовательных школах.

Проект Программы начинается с подробной «Пояснительной записки», где раскрывается направленность курса и его краткое содержание; затем следуют разделы: I. Цель и задачи дисциплины; II. Объём дисциплины; III. Содержание дисциплины, которое состоит из пяти курсов для: 4-го класса, 5-го класса, 6-7-го классов, 8-9-го классов, 10-11-го классов. Для каждого из пяти курсов предсавлены подробные тематические планы и учебно-методическое обеспечение, включающее рекомендуемую литературу (основную, дополнительную и справочную), а также видеофильмы, схемы, таблицы, портреты, иллюстрации, репродукции картин, слайды, карты.

Этот проект Программы «Основы исламской культуры» проработан достаточно глубоко и детально. Для Саратовской области, где татары являются структурообразующей нацией, такой проект имеет особое значение, поскольку кроме Национальной (татарской) гимназии в области имеются муниципальные образования с компактно проживающим татарским населением.

Поиски эффективных путей и способов внедрения основ духовной культуры и нравственных норм Ислама в образовательное пространство предпринимаются и в других регионах России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.медресе.рф обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.