Исламское просвещение в России: история и перспективы
25 01 2011П Р О Г Р А М М А ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
для факультативных курсов по выбору
в средних общеобразовательных школах
«ОДОБРЕНО»
Председатель
учебно-методической комиссии: Бибарсов М.А. — председатель Духовного управления мусульман Саратовской области, сопредседатель Совета муфтиев России.
«4» октября 2009 г.
Авторы-составители:
Хабибуллин А.А. – заместитель директора по учебной работе медресе «Шейх Саид» Духовного управления мусульман Саратовской области, соискатель института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.
Толочкова Э.Р. – — учитель высшей квалификационной категории по истории и обществознанию МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Саратовской области, победитель конкурса по НПО «Лучшие учителя России».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На фоне российских социально-экономических и политических изменений последнего десятилетия произошло снижение воспитательной роли школы. Стремление государства деидеологизировать ее не только ослабило позиции школы как общественного института, но обернулось деидеологизацией содержания образования. Это в свою очередь стало причиной проявления духовного кризиса в обществе (рост детской беспризорности, преступности, суицида, наркомании, сектантства и т.п)
В этих условиях особое значение приобретает возвращение к традиционным духовным истокам, к культурно — историческим традициям, ко всему ценному, что было накоплено педагогической наукой и практикой как в дореволюционный, так и в советский период их развития.
Современная система образования, отражающая многонациональный, поликультурный характер общества, призвана создавать условия для сохранения и умножения всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения человека; помочь становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими неизбежности культурных различий людей и религиозного разнообразия. Организация образования на основе принципа поликультурности есть естественное следование традициям тех культур, в которых строится жизнедеятельность школы, создает инновационное поле культурного взаимодействия подрастающего поколения, в котором они становятся носителями духовных традиций различных культур, в которых они растут, так и субъектами постоянного социокультурного взаимодействия.
Национальный и одновременно поликультурный характер, присущий сегодня школам саратовского региона, актуализирует потребность организации в системе школьного образования цивилизованного диалога культур, изучения духовных основ и особенностей национальных культур.
Сегодня весьма важным становится развитие у подрастающего поколения интереса к культурным различиям людей, привитие способности понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность, воспитывать толерантность.
С этих позиций предлагаемый курс «Основы исламской культуры» нацелен на формирование духовно-нравственных качеств детей на основе изучения истории и культуры ислама, знакомства с традиционными исламскими и общечеловеческими ценностями. В число его основных задач входит:
-познание своих корней, осознание неповторимости Отечества и его судьбы, воспитание чувства ответственности за происходящее;
-осознание высших ценностей и идеалов, социально значимых ориентиров, способность руководствоваться ими в своей деятельности и поведении;
-воспитание уважения к культурным традициям предков, гордости за сопричастность к их деяниям, стремление к изучению и сохранению исторического наследия;
-содействие в принятии мусульманских ценностей, помощь в ознакомлении с основными нравственными понятиями;
Данный курс может рассматриваться как в качестве самостоятельного факультатива по выбору, так и в качестве интегративного элемента других учебных курсов средних общеобразовательных школ.
В курсе реализуются принципы, сформулированные в Законе об образовании, а также лежащие в основе документов ЮНЕСКО и других международных организаций («Конвенция о правах ребёнка», «Декларация принципов толерантности» и др.).
В ходе изучения курса «Основы исламской культуры» особое внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы за счет включения учащихся в разнообразную практическую деятельность, учета личностных интересов и способностей, развитие творческой активности детей. Содержательной основой программы стало обращение к истории возникновения ислама, его развитие, к источникам исламской культуры, традиционным исламским праздникам, обычаям, нравственным и духовным устоям наших предков.
Изучение факультативного курса должно, во-первых, помочь подросткам освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений; во-вторых, способствовать обогащению у подростков опыта ненасильственного сосуществования с природой и обществом. Эта программа — не только изучение культурного наследия исламской культуры во всех ее аспектах, но и обращение личности к себе, к собственным природным истокам и способностям, она учит детей милосердию и состраданию, воспитывает толерантность у учащихся в условиях полиэтничности.
Изучение курса направлено на:
гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
4 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Содержание курса
Начальные курсы по предмету «Основы исламской культуры»: «Поучительные истории о пророках» и «Жизнеописание пророка Мухаммада», направлены на создание у учащихся 4-5 классов общих представлений о возникновении Вселенной, жизни, человека трактуемых исламским вероучением, на воспитание у учащихся основ нравственной культуры на примере жизнедеятельности пророков. Программа для 4 класса составлена с ориентацией на содержание книги Абдель Хамида Джуда Ал-Сахара «Истории о пророках». М.-1992г., а для 5 класса соответственно на содержание книги «Жизнеописание пророка Мухаммада».М.-1992г.
Изучение курса «Беседы о духовности и культуре» в 6-7 классах способствует формированию у школьников фундамента культурологической грамотности — умений соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
В полном соответствии с возрастными особенностями учащихся решены задачи культурологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для дальнейшего развития личности. Наряду с этим, курс, по усмотрению учителя, может включать в себя изучение арабского алфавита. Так как без знания Корана, знакомство с исламской культурой будет не полным.
Для составления уроков в данной программе предлагается
использование перечня литературы на усмотрение учителя: Мухаммад Аль- Газали. «Нравственность мусульманина». Киев, Уфа. 2004.-364с.,
Л.А Харисова. «Ислам и духовно- нравственное воспитание школьников». Казань.2001.-172.с., «Рассказы из жизни пророка Мухаммада». Казань.1997. 95.с., М.Яшар Кандемир. «Рассказы из уст нашего пророка. М.2007., «Я верю в Аллаха». Махачкала.2005.-46.с. (учебное пособие), «Я верю в книги». Махачкала.2005.-46.с. (учебное пособие).
Сохраняя преемственность изучения исламской культуры на начальных этапах, в 8-9 классах изучаются исторические аспекты зарождения и развития ислама, дается информация, знание которой поможет пониманию своеобразия культуры мусульман.
Программа для 8 класса написана под учебник «Основы исламской культуры»: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.В.Мартыненко: под ред. проф. Н.М.Арсеньева; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. – Саранск, 2006. – 116 с.
В 9 классе для изучения тем посвященных истории ислама в России, рекомендуется использовать следующую литературу: Ф.А. Рашитов. «История татарского народа».- Саратов, 2001. Ш. Аляутдинов. Ислам–М.:Мир образования, 2006. -624с. , Ю.В.Песиков. «Мечеть на татарской улице». Саратов.1997г.
В старших классах темы курса приобретают проблемный характер. Это способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует у них формирование критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности.
Особое внимание отводится методам культурологии, которые позволяют рассматривать групповые, общественные и общечеловеческие ценности через призму исламской культуры. Содержание и концепция программы реализуется в учебнике «Исламоведение»./ Э.Р.Кулиев, М.Ф.Муртазин, Р.М.Мухаметшин, Л.А.Харисова. М.2008.
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: формирование духовно-нравственных качеств детей на основе изучения истории и культуры ислама, знакомства с традиционными исламскими и общечеловеческими ценностями.
Задачи:
-познание своих корней, осознание неповторимости Отечества и его судьбы, воспитание чувства ответственности за происходящее;
-осознание высших ценностей и идеалов, социально значимых ориентиров, способность руководствоваться ими в своей деятельности и поведении;
-воспитание уважения к культурным традициям предков, гордости за сопричастность к их деяниям, стремление к изучению и сохранению исторического наследия;
-содействие в принятии мусульманских ценностей,
помощь в ознакомлении с основными нравственными понятиями, принятыми в исламе.