Мусульманское образование: история, проблемы, перспективы
23 01 2011В.В. Хамитова
Джадидизм как культурное явление в татарской среде конца XIX –
начала XX века
К середине XIX века существовавшие учебные заведения бухарского типа уже не удовлетворяли потребности татарского общества. Их необходимо было адаптировать к новым реалиям российской действительности и к духовным потребностям самого татарского общества. Требовался качественный сдвиг в сторону серьезного изучения светских наук. Первоначально джадидизм был ответом именно на это требование. Джадидизм (от арабского «новый») изначально понимался как использование в учебных заведениях нового звукового метода обучения [1,с. 172], который облегчал процесс восприятия новых знаний учениками. В последствии он перерос в более широкое просветительское движение.
Идеологом джадидизма выступил крымский татарин Исмаил Гаспринский. Именно он предложил реформу мусульманской школы и в 1884 году открыл первую джадидистскую школу. Постепенно во всех регионах компактного проживания татар появились крупнейшие джадидистские медресе, ставшие очагами татарской культуры: «Галия», «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Мухаммадия», «Марджани», «Апанаевское» (Казань), «Буби» (деревня Ижбобья) и другие [2, с. 432].
В 1883 году И. Гаспринский основал и начал выпускать газету «Тарджиман» (Переводчик) на русском и татарском языках. Именно эта газета на протяжении десятилетий выполняла роль единственного печатного издания тюркоязычного населения Российской империи. Она стала своего рода рупором джадидизма.
Джадидизм в своем развитии не ограничился узкими рамками методов обучения детей грамоте. По своей социальной природе и преследуемым целям он был движением просветительского типа. Джадидистское движение эволюционировало по мере изменения общей обстановки в стране и обострения социальных противоречий.
Требования преобразований джадидистов затрагивали области и социально-экономических, и семейно-бытовых, и культурно-идеологических отношений. Они выступали за расширение культурно-просветительских учреждений, распространение газет и журналов, за развитие национальной печати и искусства, поощрение как художественной, так и научной литературы на родном языке [3, с. 29]. Джадидисты призывали татарский народ к приобщению к достижениям современной цивилизации.
Следует подчеркнуть, что джадидизм оставался на позициях ислама, защищая мусульманские ценности, отстаивая сохранение нравственно – этических норм ислама. Но в то же время как сторонники обновления они выступали и с критикой закостенелых установок богословия и религиозных обрядов, требовали переустройства деятельности духовенства в соответствии с требованиями времени, нового, современного подхода к отдельным установкам шариата.
Рассматривая особенности джадидизма, можно назвать две главные из них. Во-первых, джадидисты развернули широкую практическую деятельность по осуществлению просветительской программы. Во-вторых, в движение втягивался широкий круг татарских интеллектуалов: прогрессивные круги мусульманского духовенства, учителя-мугаллимы, шакирды (ученики), передовая часть предпринимателей – коммерсантов и другие образованные люди [3, с. 28].
Видя зависимость будущего нации от женщины-матери, деятели нового движения были заинтересованы в открытии специальных учебных заведений для девочек. Это еще одна немаловажная особенность джадидизма. Постепенно эта идея начала воплощаться в жизнь. При Иж-Бубинском медресе начинает работать школа для девочек. В Уфе по инициативе благотворительного общества также начинает работать сеть женских школ. В Казани были очень активны школы Аитовой и Лябибы-ханум. В Оренбурге появились школы для девочек «Багбостан» и «Камалия», в Троицке – школа Яушева [4, с. 74].
Число мектебов и медресе, использующих «новый метод», быстро росло. Заметно увеличилось и число обучающихся. С 1895 года по 1912 год число таких школ в Казанской губернии увеличилось с 647 до 1088, а число обучающихся – от 33 до 85 тысяч.
Благодаря джадидистам получило дальнейшее развитие научная литература на татарском языке, обычным явлением стало распространение книг по таким предметам, как арифметика, география, физика, история, гигиена и т. д.
С деятельностью джадидистов напрямую связано зарождение и распространение новой татарской литературы, включение в литературный процесс критических тенденций, зарождение национальной татарской периодики. В 1885 году вышел из печати проникнутый джадидистскими идеями роман М. Акъегет-Заде «Хисаметдин Менла». А через год было издано первое драматическое произведение – «Бэхетсез кыз» («Несчастная девушка») Г. Ильяси и многие другие произведения. И все они связаны проникнутостью джадидистскими идеями.
Деятельность джадидистов подготовила почву для появления национального театра, татарской профессиональной музыки и изобразительного искусства.
Джадидистская реформа привела к серьезным изменениям в общественной жизни народа, повышению уровня образования, а главное – к облегчению его получения. Кроме того, джадидизм открыл дорогу к углублению знаний по светским дисциплинам и всячески пропагандировал продолжение обучения, в том числе и в государственных учебных заведениях [5, с. 384].
Основными деятелями джадидизма были Р. Фахретдинов, Г. Баруди, Ю. Акчура, С. Максуди, Г. Максуди, Г. Габаши, С. Рамиев и многие другие.
К началу 20 века это движение было уже общепринятым. Выражением его зрелости стал выпуск в 1913-1914 годах журнала «Мэктэп» («Школа»). На страницах этого журнала джадидисты обсуждали дальнейшее развитие школьного образования. Здесь печатались такие видные деятели и педагоги, как Г. Ибрагимов, З. Валиди, Г. Максуди, Г. Атласи, Г. Баттал, Ф. Туктаров, Г. Баруди, Г. Гобайдуллин и другие [6, с. 90].
Большое внимание на страницах журнала уделялось начальному школьному образованию, разрабатывались его принципы и программы. Несмотря на то, что «Мэктэп» выходил всего лишь год, он смог подготовить общественное сознание к введению начального образования.
О программе будущей школы, принципах воспитания и его содержании; об улучшении системы образования, о подготовке и переподготовке учителей писали свои статьи Г. Гобайдуллин «Борынгы тел hэм миллэт» («Древний язык и нация»), Г. Атласи «Безнен мэктэплэребез» («Наши школы»), Ф. Туктаров «Яна методлы мэктэплэрнен килэчэге» («Будущее новометодных школ»), Г. Баттал « Милли тэрбия», «Мэктэплэрдэ − татар теле» («Национальное воспитание», «Татарский язык в школах»), Г. Ибрагимов «Мэктэплэрдэ эдэбият укыту» («Преподавание в школах литературы»).
В январе и мае 1911 года, в Казани и Уфе, были проведены Совещания об образовании у восточных народов. На этих Совещаниях была разработана концепция национального образования, полностью соответствующая идеям джадидизма. В национальную школу вводилось преподавание наряду с татарским и русского языка, религиозные науки и светские дисциплины [6, с. 90-91]. Таким образом, идеи джадидизма, которые и до этого были распространены повсеместно, были закреплены официально.
Джадидизм явился важным этапом развития общественной мысли, становления национального самосознания и идеологии татарского народа. Джадидизм стал этапом перехода к периоду окончательного формирования национального самосознания. Деятельность просветителей прервалась в результате политики нового советского государства.
Идеи джадидизма актуальны и в наше время. Современная система религиозного образования требует еще более глубокой разработки, и опыт татарских просветителей весьма интересен, так как они представляют собой пример всесторонней разработки образовательной программы и ее масштабного практического применения. В наше время нельзя останавливаться только на преподавании, но нужно обратить внимание на всестороннее развитие ученика. Поэтому обращение к трудам джадидистов позволит включить их достижения в области религиозного образования в современные просветительские процессы.
1. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1998.
2. Татары. – М.: Наука, 2001.
3. Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. общественное движение мусульман-татар: итоги и перспективы: монография/ ДУМНО, РНКАТНО, НИИ им. Х. Фаизханова. – Н. Новгород: НИМ «Махинур», 2005.
4. Биктимерова Т. якты эзлəр// Мəгариф. – 2002. — № 6.
5. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
6. Еналиев З. Җəдидчелек хəрəкəте// Мəгариф. – 1998. — № 1.