Открыть меню

Мусульманское образование: история, проблемы, перспективы

В годы столыпинской реакции эта идея была положена в основу практической политики. В 1910 г. по инициативе П.А. Столыпина было проведено Специальное совещание под характерным названием: «О подготовке мероприятий по борьбе против татаро-мусульманского влияния в Поволжском регионе». Принятое на совещании постановление требовало исключить из учебных планов мусульманских школ (мектебе и медресе) светские дисциплины, в том числе и русский (!) язык, ограничив их программы изучением исключительно предметов, касающихся исламского вероучения. Во исполнение данного решения было развернуто наступление на джадидистские медресе, причем под флагом борьбы с мифической угрозой распространения панисламизма и пантюркизма. В конце января 1911 г. полиция разгромила медресе «Буби», ее руководители братья Нигматуллины (Буби) были арестованы и брошены в тюрьму.

Это была провокационная политика, направленная на раскалывание татарского национального движения путем углубления существующих противоречий между джадидистами и кадимистами. Царское правительство явно поощряло последних в их борьбе против носителей прогрессивных, демократических взглядов. Соответственно кадимисты выступили в поддержку существующего режима, а джадидисты все более решительно вступали на путь борьбы против него. Это размежевание ярко проявилось в ходе событий 19-22 октября 1905 г. в Казани. Десятки шакирдов казанских медресе принимали активное участие во вспыхнувшем восстании против царского правительства. В то же время имамы ряда мечетей выступили на стороне властей, приняв участие в верноподданнической манифестации 22 октября, организованной православным духовенством и черносотенцами [7, с. 179].

Отсюда видно, что в начале XX в. в общественно-политической и культурно-идеологической жизни татар существовали два крупных противоречия: 1) между прогрессивной частью татарского общества и царизмом; 2) внутри татарского общества – между джадидистами и кадимистами. В период между революциями 1905-1907 и 1917 гг. эти противоречия не только не были разрешены, но еще больше обострились. Поэтому татарский народ в своей основной массе горячо поддержал как Февральскую, демократическую, так и Октябрьскую, социальную, революции 1917 г., принял в них самое активное участие. В области образования общественное мнение было подготовлено для восприятия концепции единой государственной общеобразовательной школы, отделенной от церкви (мечети). Эта концепция получила практическое воплощение в единой советской трудовой школе, которая стала строиться с 1918 г.

Не случайно многие широко образованные мугаллимы-джадидисты пришли в эту школу, нашли свое место в ней. Так, Б.С. Юскаев в течение нескольких лет работал в Отделе национальностей Саратовского губисполкома, Т.Х. Махмутов стал инспектором по национальным школам в отделе народного образования Хвалынского уисполкома. Также упомянутый выше Шигап Рамазанов был назначен директором открытого в 1924 г. в Саратове татарского педагогического техникума. Еще один выпускник медресе «Хусаиния» Б.Г. Яфаров-Абдуллин в том же техникуме в течение ряда лет вел преподавательскую работу. В родном селе Алтата продолжили свою преподавательскую деятельность Вахитов Мотыгулла и Ахмеров Вильдан.

Какие уроки можно извлечь из противоречивого опыта развития мусульманской (татарской) школы дореволюционной эпохи? Первый урок, очевидно, состоит в том, что оказались обреченными на неудачу попытки сохранить чисто религиозный характер школы. Этот тупиковый путь был отвергнут самой жизнью. Исторический опыт указывает также на крайнюю сложность гармонического сочетания в содержании образования светского, научного знания и догматов религии. Существуют два варианта решения данной проблемы: 1) отделение религиозного образования от светского, государственного;

2) внедрение в систему религиозных воззрений элементов научной методологии и научного знания.

Второй урок заключается в признании того факта, что вполне закономерным был переход в преподавании с арабского языка на родной, татарский язык, а также внедрение в программы обучения русского языка.

Еще одним важным уроком является то, что успех обучения и воспитания обеспечивает выдвинутый в трудах выдающихся татарских просветителей XIX в. Г. Курсави и Ш. Марджани принцип иджтихада, ориентированный на критическое, осмысленное и творческое восприятие учащимися нового знания. Этот принцип требует уважения к личности обучающегося, веры в его умственные способности, доверительных отношений между учащим и учащимся.

И, наконец, укажем на еще один важнейший урок: жизнеспособна лишь та образовательная система, которая неразрывно связана со своим народом, живет его заботами и нуждами, служит социальному прогрессу. В XX в. особую актуальность приобрела проблема обеспечения для всех членов общества равного доступа как к материальным, так и культурным богатствам, то есть проблема социальной справедливости.

1. См. об этом: Амирханов Р.У. Из истории татарского просвещения // В кн.: «Верность долгу» (на татар. языке). – Казань, 1997; Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период). – Казань, 1990; Народное просвещение у татар (в дооктябрьский период). – Казань, 1992.
2. Списки населенных мест, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом МВД. XXXVIII. СПб., 1862.
3. Подсчитано по: Списки населенных мест… СПб., 1862.
4. См.: Татары. М., 2000. Табл. на С. 156.
5. См.: Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. – СПб., 1913. Вып. VI, ч. 1-я. С.25.
6. Подсчитано по: Однодневная перепись начальных классов в империи… СПб., 1913.
7. См.: Рашитов Ф.А. История татарского народа с древнейших времен до наших дней. – Саратов, 2001. С.193-194.
8. См.: Амирханов Р.У. Верность долгу (на татар. языке). – Казань, 1997. С. 176.
9. См.: Амирханов Р.У. Указ. работа. С. 178.
10. См.: Амирханов Р.У. Указ. работа. С. 162.
11.Там же. С. 163.
12. См.: Село Алтата (на татар. языке). – Саратов, 2007. С. 20-22.
13. См.: ГАСО. Ф. 13. Оп. 1.Д. 2692. Л. 5.
14. Цитирую по: Амирханов Р.У. Указ. раб. С. 156-157.
15. См.: Рашитов Ф.А. История татарского народа с древнейших времен до наших дней. – Саратов, 2001. С. 179.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.sar-medrese.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.