Открыть меню

Мусульманское образование: история, проблемы, перспективы

З.И.Саласкина

Национальная татарская школа: вчера и сегодня

Национальная татарская школа имеет многовековую историю, восходящую своими корнями к началу X века, когда булгары – предки современных татар Поволжья — приняли Ислам. Принятие Ислама означало внедрение в общество системы исламского образования и воспитания, что в свою очередь оказало существенное влияние на формирование общественного сознания. С начала X века и до 20-х годов ХХ века татарское образование развивалось как ветвь мусульманского образования.
Еще в начале Х века персидский путешественник Ибн Русте писал о наличии в Булгарии «начальных мусульманских училищ, в которых обучали арабскому языку, необходимому для чтения Корана, хадисов и религиозных книг».

В булгарских медресе (средних и высших) изучали тафсиры (комментарии к Корану), мусульманское право, историю Ислама, в определенной мере сообщались и светские знания: по математике, географии, истории, астрономии, медицине. Медресе готовили главным образом религиозных служителей – имамов, мулл, мударрисов, а также государственных чиновников, купцов, медиков. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сведения о булгарских и восточных ученых – медиках, астрономах, поэтах, получивших образование в медресе Булгарии. В ХII-XIV в.в. в Булгарии также действовала разветвленная сеть мектебов (начальных школ для изучения грамоте и необходимых для народа знаний вероучения).
Продолжателем культурно-просветительских традиций Волжской Булгарии стало Казанское ханство (середина XV –середина XVI века). «Все дело народного просвещения в ханстве было поручено мусульманскому духовенству, так как государство не знало других школ, кроме духовных. Но в этом отношении Казанское ханство не составляло какого-либо исключения в Восточной Европе, так как в

России гражданская школа возникла лишь 1,5 века спустя после падения Казанского ханства». Татарский историк Хисамутдин Муслими в книге «Тавварихе Булгария» (1584г.) дает длинный перечень селений ханства, в которых действовали мектебы и медресе с известными учителями – наставниками и проповедниками. Широко известным было медресе высшего типа при главной соборной мечети в Казани, руководимое видным педагогом, сеидом Кулл Шерифом. Оно отличалось хорошей постановкой учебного дела. Об образованности казанцев свидетельствовало развитие у них своей литературы, письменного делопроизводства.

Мусульманская школа продолжала существовать и в более поздние времена, несмотря на утерю татарами собственной государственности и вхождение в состав русского государства. Так, в конце ХVIIIв. у татар в любой деревушке имелась мечеть и школа. Таким образом, к концу XIX – началу XX века традиции мусульманского народного образования в Поволжье уже имели большую предысторию своего существования и развития. В Саратовской губернии преобладающим и достаточно развитым типом учебных заведений являлись мектебы.

Кроме этих исконно мусульманских учебных заведений, содержащихся исключительно силами и средствами самого мусульманского населения, в Саратовской губернии еще имелось небольшое число так называемых русско-татарских начальных школ, открываемых для татар на казенные средства. Эти школы начали вводиться по России примерно с 70-х годов XIXвека и являлись составной частью мер, направленных на распространение русского языка, грамотности и культуры. К 1918 году в губернии существовало 13 таких учебных заведений: Но все же их число было незначительным в общей массе учебных заведений, обслуживающих потребности мусульманского населения.

По-прежнему вплоть до 1917 года основными и наиболее распространенными школами оставались мектебе. Их устойчивое существование обязано целому ряду различных обычаев и правил, произраставших на ниве Ислама и исходивших в конечном счете из такого его важного постулата, как «путь к богу лежит через знание». И сам пророк Мухаммед настойчиво и по различным поводам говорил о знании. В священном Коране слова «знание» и связанные с ним однокоренные и глагольные формы встречаются 750 раз. Стремление к знаниям объявлено в Исламе долгом и обязанностью каждого верующего, мусульманина и мусульманки. И отдавать детей учиться, обучать других, а также создавать условия, для образования, воспитания и развития мусульман почиталось и осознавалось с очень большой ответственностью. В мусульманских общинах, в том числе и в Саратовской губернии, практически не ощущалось недостатка в образованных людях, способных вести обучение, а открытие и содержание школ было часто делом не только общины в целом, но и отдельных мусульман-благотворителей. В более конкретных формах это выражалось в постройке или отводе уже существующих зданий под школу и их периодическом ремонте; в снабжении некоторыми благотворителями учеников учебниками и письменными принадлежностями, а также дровами для отопления школы.
Мектебы открывались вместе с возникновением мечетей и приходов обычно без какого-либо разрешения учебного начальства. Большинство преподавателей мектебе, как правило, были муллы. Девочки – мусульманки учились или на дому у жен духовных лиц (абыстай) или иных образованных женщин, и также в школах, отдельно от мальчиков. Изучение истории мусульманского народного образования в России, в том числе и в Саратовской губернии, интересно еще и связью с таким значительным явлением в общественно-политической и культурной жизни мусульманского, и прежде всего татарского, населения, как джадизм (от арабского слова “аль-джадид”– новый). Это движение, возникшее еще в последней четверти XIX века и получившее особое распространение в 90-х годах прошлого и в начале ХХ века, направлено было в основном на внутреннее преобразование мусульманских школ, на их реорганизацию и усовершенствование в духе нового, более свежего подхода к применению исламских принципов в образовании. В школах этого типа кроме религиозных начал преподавались география, история, арифметика, пение.

В Саратовской губернии к 1901 году мусульманские школы с применением новых методов обучения имелись: в Кузнецком уезде – 11, в Петровском – 4, и в Хвалынском – 2. Всего таких школ было 17, что составляло около 15% всех мектебов и медресе Саратовской губернии.

С 1907 года в Поволжье в местах компактного проживания татар увеличилось количество открываемых государственных (земских) школ. Программа преподавания в этих школах была примерно такой же, как и в обычных русских школах. Отличие состояло лишь в отсутствии уроков по церковнославянскому и Закону Божьему. Вместо них в новых национальных школах преподавалось мусульманское вероучение и татарский язык.

После Октябрьской революции право каждого народа обучать детей на родном языке было гарантировано государством. До 1928 года в сельских татарских школах татарский язык изучался на основе арабской графики.

Как сообщала газета «Известия» в 1926 году в Саратовской губернии для национальных меньшинств работали:

1-й ступени – 72 татарские школы, 77 мордовских ,

2-й ступени – 1 семилетка татарская.

До 1939 года в г. Саратове функционировали 2 татарские школы: начальная – на Мясницкой, 4 (язык обучения – татарский), и средняя неполная – на Бахметьевской (язык обучения – русский). В архиве сохранились списки учителей 8-й неполной средней татарской школы за 1935-36 учебный год, подписанные директором М.А. Сатаевой ; а также список учителей начальной татарской школы, заведующая – К.У. Амирова.

Однако в середине 30-х годов началось отступление от основных принципов национальной политики. В российских городах и селениях национальные школы постепенно стали переводить на русский язык обучения. В 1939 году перестала функционировать татарская школа в г. Саратове. Шел процесс закрытия национальных школ по всей стране. Процесс выражал политику государства, направленную на создание единой советской нации.

Постепенно язык, вера, традиции и обычаи многих народов оказались на грани исчезновения. Но язык и культура определяют лицо и сущность нации, нравственно-этические понятия, систему национальных ценностей, определенного национального набора кодов и стереотипов человеческого сознания, подсознания и поведения.

Человек, не знающий родной язык, родных обычаев и традиций отчужден от своей нации. Он как бы повисает в воздухе. Оторванность от нации создает и проблемы иммунно-психологического порядка: алкоголизм, преступность, деградацию личности. Народ, теряя язык, обычаи, традиции, теряет себя. Национальный язык, культуру надо знать уже потому, чтобы чувствовать себя уверенным на этой земле. История народа и его культура внутренне взаимосвязаны..

В 90-годы прошлого века (период перестройки) в России наблюдался процесс национального возрождения, переоценки ценностей, пересмотра прежних установок национальной политики. Всплеск этнического самосознания, характерный для перестроечного времени, был вызван неосознанным сопротивлением новым моделям образа жизни, угрожающим сохранению культурной традиции и национальной самобытности.
Учитывая социальный заказ общества в местах компактного проживания татар вновь стали открываться татарские школы. В 1992 году в связи с настойчивым ходатайством татарского культурно-просветительского объединения «Идель» открылась татарская школа в г. Саратове, получившая статус гимназии в 1996 году.

В 1995г. открылась татарская школа в г. Самаре, а также татарские классы в неполной (средней) школе №4 г. Пугачева, в 1998 году в Москве, в 2007 году – в Ульяновске.

В Саратовской области в наши дни татарский язык изучается в сельских школах Дергачевского района – Алтатинской, Верхазовской, Сафаровской; в Ершовском районе – Осиново-Гайской татарской школе; в Балаковском районе – в Новоелюзанской средней школе, в Петровском районе — в Пакаевской школе, в Усть-Узинской неполной средней школе, в Базарно-Карабулакском районе – в селе Яковлевка. Всего в
10 школах Саратовской области изучается татарский язык и литература.

Чем же отличается национальная татарская гимназия г. Саратова от других школ и гимназий города?
Национальная татарская гимназия отличается целями и задачами, которые она ставит при организации учебно-воспитательного процесса: стремлением сформировать духовно-нравственную личность на основе возрождения национальной культуры, традиций татарского народа и татарского языка; воспитанием в духе ненасилия, уважения традиций и вероисповеданий других народов; а также особым духом, философией школы, аурой, учебно-воспитательной системой, развивающей средой, содержанием образования, инновационными формами и технологиями обучения.

Главная задача гимназии – готовить своих выпускников к реальной жизни, к решению тех специфических проблем, которые ставит перед ними жизнь, достижению высоких стандартов и качества образования с учетом индивидуальных способностей, наклонностей и запросов учащихся, хорошо продуманной и развитой системой дифференциации обучения.

Создание наиболее благоприятных условий для формирования самостоятельной, свободной, высоконравственной личности является основной целью системы образования в гимназии. Этому должны послужить народная педагогика, традиционная культура воспитания, национальная самобытность.
В современной татарской школе роль религиозного образования на формирование морально-этических норм, духовно-нравственного становления личности учащегося особенно важна.

Мировоззрение народов во многом определяется характером религии, которую он исповедует. Ислам был издавна религией татарского народа, развивался как одна из сторон татарской культуры, моральные нормы Ислама были приняты многовековой практикой человеческого общежития.

В священном Коране освящены вопросы строения Вселенной, материи. По мнению ведущих исламоведов, проблемы морали в Исламе занимают центральное положение. И это действительно так. В ряде су

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.sar-medrese.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.