Мусульманское образование: история, проблемы, перспективы
23 01 2011Приветственное слово М.А. Бибарсова
Дорогие гости,
уважаемые участники конференции!
Мы впервые проводим такую масштабную конференцию на Саратовской земле после 1917 года. Это первый шаг для нашего медресе и его преподавателей, для директора Расим хазрата и его студентов. Это большое событие для всех мусульман, потому что вопросы образования для нас, во всяком случае, для меня — номер один.
Для мусульманина первичны его мировоззрение, мысли, а уж потом поступки, деяния, а они без знания не приходят.
И наша сегодняшняя конференция — это действительно первый и, надеюсь, далеко не последний шаг в этом направлении. Именно поэтому мы не пригласили много людей. Нам хотелось сначала посмотреть, опробовать все новшества, потому что такого рода мероприятия для нас новы. Мы не специалисты, не педагоги. У нас нет большого опыта в вопросах образования, хотя, казалось бы, мы работаем с людьми. Но мы знаем, что в этой области есть своя специфика, которую мы должны усвоить.
Следующее, что я хотел бы подчеркнуть: Священный Коран – это для нас всё, это Слово Всевышнего Аллаха, которым верующий человек в своей жизни должен руководствоваться. Коран – это не только Книга, которую читают на собраниях. Нужно понимать, что Аллах ниспослал нам Коран для руководства. Первые слова, которые были обращены через Пророка Мухаммада (с.а.с.) ко всему человечеству, — это «Ик’ра!», то есть читай, увещевай и наставляй. Вот что самое главное.
Есть объективные, иногда субъективные причины того, почему мы понимаем под исламским образованием чисто теологические предметы. Хотя я вкладываю в это понятие более широкий смысл, потому что у мусульманина нет разделения на религиозное и нерелигиозное образование. Если посмотреть на наших величайших ученых, Ибн Сину и других, то мы видим, что они были людьми, с раннего возраста знавшими Коран наизусть. Наша ближайшая цель – уделить внимание вопросам религиозного образования. Но основная задача должна быть шире.
Мы подобрали некоторые факты, которые хотелось бы озвучить. Часто мы слышим, что мусульмане отстали в своем научно-техническом развитии. Причем отстали они не только в Российской Федерации. К сожалению, мусульмане отстали сегодня во всем мире. Мы эти проблемы видим, но в то же время мы замечаем и движение мусульманского возрождения, возрождения не только религиозного.
Альхамду Лиллях, нравственность мусульман в целом никогда не опускалась до критического уровня, несмотря на все трудности, которые мы сегодня испытываем. Иногда нас упрекают в том, что мусульмане менее веротерпимы. Я абсолютно с этим не согласен. Сегодня в Рунете можно найти не только высказывания, но и целые исследования серьезных немусульманских ученых, которые говорят, как сейчас принято это называть, о мусульманской толерантности. Здесь присутствуют имамы, и вы никогда, ни у кого из нас в проповедях, на закрытых собраниях не услышите, что мы ругаем православных, потому что они православные, что мы ругаем иудеев, потому что они иудеи. Такого у нас не было, поскольку этого изначально нет в нашей религии.
Мы видим, что сегодня наименьший процент разводов — в мусульманском сообществе. Я не говорю «в российском», потому что до сих пор в основе своей мы остаемся людьми с советским менталитетом. А если брать в целом мусульманское сообщество, то заметно отсутствие детских домов, домов престарелых, минимальный процент разводов. Когда на прошлой неделе меня по этой теме спрашивали журналисты, я ответил, что по Саратовской области процент разводов приближается к 50%. Оказалось, что уже доходит до 60 %. В отношении этого вопроса мусульманское сообщество было всегда стабильно.
Межличностные, моральные отношения среди верующих остаются на достаточно хорошем уровне, но сегодня мир меняется. Научно-технический прогресс для нас остался, к сожалению, где-то в стороне. Но как отрадно, что такие страны как Малайзия и Турция показывают первые признаки нового мусульманского возрождения.
И, говоря об исламском образовании, я хотел бы сказать, что мусульмане никогда не были такими как сегодня.
Бывая в Средней Азии, например, в Бухаре, Самарканде, куда приезжают люди со всех концов земли, поражаемся той архитектуре, которая была развита там. Ведь закладывали, проектировали, строили здания именно мусульмане. Значит, проблема не в том, что наша религия «не совсем такая». Проблема в том, что, к сожалению, мусульмане действительно перестали понимать суть своей религии. Мы ударились в чисто религиозные науки, а про жизнь забыли. Мы знаем — об этом все твердят, — что в исламе нет разделения на светское и несветское, духовное. В исламе всё едино. Мы говорим об этом, декларируем, но на практике, к сожалению, подавляющее большинство мусульман этого не придерживается. Давайте взглянем на факты. Не для того, чтобы вызвать ностальгию. Я хочу этим убедить, прежде всего нас самих, что мусульманское образование подразумевает под собой образование во всех сферах.
Например, промышленность. Впервые фабрика по производству бумаги была построена в 794 году в Багдаде Ибн Фазлом, сыном визиря Харуна ар-Рашида. Подобная же фабрика была создана в Египте в 800 году и в 950 году в Андалусии, то есть в Испании. В Европе такие фабрики стали действовать значительно позже: в Византии – в 1100 году, на Сицилии – в 1102 году, в Германии – в 1228-м, в Англии – в 1309-м.
Несколько слов о медицине. Разы, который умер в 925 году, врач, равный по глубине знаний Ибн Сине, по предположению некоторых исследователей, впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка. Воспитатель султана Фатиха Махмеда выявил существование микробов. Мы знаем, что султан Фатих действительно был великим воином, великим просветителем. Это человек, которым восхищались и восхищаются не только мусульмане. Он жил не в ранний период ислама, а намного позже. Нужно увидеть Стамбул, чтобы понять, кем был султан Фатих. Мусульман иногда упрекают в том, что мы не совсем хорошо обошлись с их (православных) главным храмом Ая-Сафия, разрушив его. Нам оставалось отмалчиваться, потому как не знали, что же было на самом деле. Когда я впервые зашел туда, меня прежде всего поразило то, что фрески оставались нетронутыми. Если бы они были полностью уничтожены, претендовать на этот храм было бы очень сложно. Оказывается, там сохранилось все. Мое поколение помнит по учебникам истории фотографии Ая-Сафии. Там висят огромные, круглые стенды с арабской вязью. Оказывается, эти стенды просто закрывали фрески. И что самое интересное, этот храм был уничтожен именно крестоносцами-католиками. Когда город захватил султан Фатих, его восстановили мусульмане. Это исторический факт. Только после многих десятилетий, уже при правлении другого султана, мусульмане выкупили здание и открыли в нем мечеть.
Некоторые исследования относительно открытия микробов также связаны с именем Ибн Сины. Ибрахим Джасер, который умер в 1009 году, еще тысячу лет назад указал на причину заболевания проказой и предложил методы ее лечения. Ученый мусульманин Аммар в IX веке использовал только ему известный способ хирургической операции на глазу и т.д. Таких примеров масса.
Хочу еще несколько слов сказать об алгебре, потому что мы сегодня используем Интернет и понимаем, что Интернет не мог состояться без математики, без цифр. Невозможно отрицать и успехи мусульман в этой области. Это я говорю, прежде всего, студентам, чтобы вы изучали не только те предметы, которые вам здесь преподают.
Этими достижениями восхищаются и современные европейские ученые. К примеру, знаменитый западный ученый, профессор Жак Листер сказал: «Учителями математики нашего возрождения были мусульмане». А французский ученый, профессор Галати восторженно произнес: «Европейская культура обогатилась не только алгеброй, но и другими разделами математики за счет достижений мусульманских ученых. Современная западная математика не что иное, как продолжение исламской математики».
Основоположник алгебры, Хорезми, который умер в 850 году, впервые использовал цифру ноль. Он же написал первую книгу по алгебре под названием «Аль-джабар муаби». Слово «аль-джабар» из названия книги, подвергшись изменениям в произношении западных ученых, стало звучать как алгебра.
Я не буду дальше продолжать. Это доступная информация. Просто я еще раз хочу подчеркнуть, что исламское образование, исламская наука не подразумевает изучение чисто теологических предметов. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.