Открыть меню

Обязанность изучения таджвида

Хвала Аллаhу, Который оказал мусульманам великую милость, когда ниспослал им Священный Коран, несотворенное слово Господне, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение.

Дорогие братья и сёстры, на прошлом уроке мы говорили об истории становления науки таджвид. Тема нашей сегодняшней лекции: «Обязанность изучения таджвида для каждого, кто хочет читать Коран. Достоинства чтения Корана. Основы чтения Корана».
Доказательство обязательности таджвида при чтении Корана находится в самой книге Аллаhа, в сунне Его Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует) и в единогласном мнении учёных.

Доказательства из Корана:

Аллаh Всевышний говорит в Коране:

و رتل القرآن ترتيلا

«И читай Коран размеренным чтением» («Закутавшийся», 73/4)

Размеренным («тартиль») называется чтение, при котором соблюдаются все правила таджвида.
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллаh), толкуя этот аят, говорил: «Читай не торопясь, и это станет помощью в понимании Корана» («Толкование Корана», 4/559)

Как говорит ас-Самин аль-Халаби (да смилуется над ним Аллаh): «Основа тартиля – произношение буквы с лёгкостью». Давая толкование этому аяту он сказал: «Это чёткое выговаривание каждого слова в Коране». («Основа толкования коранических слов для чтецов», 2/75-76)

Передаётся, что `Али бин Абу Талиб (да смилуется над ним Аллаh), толкуя этот аят, сказал: «Тартиль (размеренное чтение) – это правильное произношение букв и знание правил остановок при чтении Корана». (Ибн ал-Джазарий, «Ан-Нашр», 1/209)

Если посмотреть на аят с точки зрения арабского языка, то можно заметить, что Аллаh Всевышний не ограничился лишь повелительной формой глагола, под которой подразумевается обязательность действия, а утвердил это обязательство, использовав масдар (مصدر) – имя действия » тартиль » ( ترتيل), что, по правилам арабского языка, указывает на внимание при чтении Корана.

А в суре 25 «Различение» в 32 аяте говорится:

و رتلناه ترتيلا

«И прочитали Мы его размеренным чтением».
Тартиль (размеренное чтение) является тем способом, которым говорил Аллаh Всевышний. Для мусульманина достаточно этой чести для того, чтобы научится читать Коран с таджвидом.

Доказательства из Сунны:

Передаётся от Мусы бин аль-Язид аль-Кундий (да смилуется над ним Аллаh), что в присутствии Ибн Мас`уда (да смилуется над ним Аллаh) прочитали 60-й аят из 9 суры (إنما الصدقات للفقرآء و المساكين) без удлинения в слове (للفقرآء). Ибн Мас`уд (да смилуется над ним Аллаh) сказал: «Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) не так научил нас читать этот аят». Его спросили: «А как Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) научил тебя?» Ибн Мас`уд (да смилуется над ним Аллаh!) прочитал этот аят с удлинением в слове (للفقرآء). (Ат-Табарани, 8677)

Ибн Мас`уд (да смилуется над ним Аллаh) указывал на неправильное чтение аята, и это говорит о том, что сподвижники (да смилуется над ними Аллаh) научились правильному чтению Корана у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), и что следование правилам таджвида при чтении Корана является обязательным.

Единогласное мнение ученых:

Как говорит ученый Мухаммад Маккий Наср: «Со времени ниспослания Корана и до наших дней община единогласна в том, что при чтении Корана обязательно нужно соблюдать все правила таджвида. В этом нет разногласий среди мусульман». («Основа для чтецов при толковании лучших слов», стр. 13)

Под обязательством большинством ученых науки таджвид подразумевается законодательное обязательство. И это значит, что применение правил таджвида при чтении Корана вознаграждается Всевышним, а преднамеренное оставление их наказывается. Тот мусульманин, у которого есть возможность учиться правилам таджвида, но он оставляет это учение, является грешником.

Достоинство чтения Корана

Чтение Корана является поклонением, и за это мусульманин получает награду. Указание на это есть во многих аятах Корана. Вот некоторые из них:
«Разве не благодаря поминанию Аллаhа успокаиваются сердца?» («Гром», 13/28)

«Воистину, те, которые читают Писание Аллаhа, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и скрыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он Прощающий, Благородный». («Творец», 35/29-30)

Также существует множество изречений Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), указывающих на достоинство чтения Корана:

«Сообщается, что если верующий читает Коран искусно и правильно, соблюдая при этом все правила чтения, и выполняет коранические предписания на практике, то его место будет рядом с приближенными ангелами».

В хадисе, который приводит имам Бухари и имам Муслим от `Айши (да смилуется над ней Аллаh), говорится, что Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда».

Знающие и читающие писание Аллаhа мусульмане являются избранными и приближенными рабами Всемогущего Аллаhа.

В достоверном хадисе, который передает имам Ахмад (да смилуется над ним Аллаh) от Анаса бин Малика (да смилуется над ним Аллаh) сообщается, что Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Воистину, у Всевышнего Аллаhа есть свои люди – знатоки Корана. Они являются людьми Аллаhа и Его избранными рабами».

Основы чтения

Существует три основы чтения, при соблюдении которых чтение называется правильным и достоверным. При отсутствии одной основы из трех чтение не принимается и не является достоверным.

Первая: чтобы письменность соответствовала арабскому языку (правилам арабского языка). Коран ниспослан на арабском языке, и в Коране нет ни одного слова, которое противоречит арабскому языку.

Если кто-то научится читать Коран с книги, в которой есть ошибки с точки зрения арабского языка, то его чтение не является достоверным.

Вторая: чтобы для чтения и обучения использовался официальный канонический свод Корана, называемый Османов Кодекс (Хатт Усманий), который был составлен при третьем халифе Усмане (да будет доволен им Аллаh).

Третья: достоверность передачи чтения. Это означает, что чтение передается достоверной цепочкой передатчиков со времен Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) и до наших дней.

Правильного чтения Корана можно достичь двумя путями:

1) передача(الرواية )
Этот вид делится на:

1-изложение ( العرض ), когда ученик читает Коран перед учителем, а учитель в свою очередь подправляет его чтение

2-наставление (التلقين ), когда учитель читает Коран перед учеником, а после ученик повторяет прочитанное учителем.
Лучше, если правильное чтение передается этими двумя способами.

2) знание ( الدراية), когда сначала изучается теоретическая сторона таджвида, а потом эти правила применяются на практике при чтении Корана перед учителем.

В обоих случаях нужно перечитать Коран с учителем.

© 2024 медресе.рф · При использовании материалов сайта гиперссылка на www.sar-medrese.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.